invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Ученик - это "сосуд" или "факел"?



Недавно прочла у raasta в заметке Я русский? следующее:
"Среди преподавателей актерского мастерства ведется давний спор: что есть ученик – сосуд, который надо наполнить, или факел, который надо зажечь? Я всегда считал, что факел, и зажечь в нем эмоциональный, душевный огонь - моя главная задача. Но последнее время начинаю понимать, что пока этот сосуд не наполнишь хотя бы минимальным культурным уровнем, зажигать там нечего - пустота не возгорится".

Я задумалась.
А ведь вопрос, действительно, непростой. И тут совсем не важно, что ты преподаешь: актерское мастерство или квантовую физику… Ведь в сущности речь идет о том, что первичнее: разжечь у ученика увлеченность предметом или сначала дать ему хотя бы минимальные базовые знания по этому предмету.
Этот вопрос напоминает мне спор о том, что было раньше: яйцо или курица? С одной стороны, курица появляется из яйца. Но, с другой стороны, никакого яйца без курицы получиться не может…

Точно так же и с учениками. Нельзя привить ученику интерес к предмету, если он ничего об этом предмете не знает. Но и впихивать в ученика знания при отсутствии с его стороны хоть мало-мальского интереса – тоже дохлый номер.

Так что же делать? Ответ достаточно очевиден: не противопоставлять метод «наполнения сосуда» методу «зажигания факела». Ученик – это сосуд и факел одновременно. А потому придется одновременно и наполнять и зажигать, учить сразу и любви и знаниям, не разделяя эти процессы.
Вы скажете, что это очень трудная задача? Не спорю… Но, согласитесь, иначе ведь никак!

Так, с сосудами и факелами вроде бы разобрались… Но это ещё не всё.
От учителя требуется и многое другое. Например, выстраивать знания в систему - ну чтоб не просто так всё сваливалось в сосуд, как в корзину для мусора. Вот, что писал по этому поводу Ушинский*: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».
* Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870) — русский педагог, основоположник научной педагогики в России.

А ещё учитель должен любить и понимать своих учеников. А также любить и понимать свой предмет))
Не много ли требований я предъявляю к учителю? Да нет, не много – в самый раз, - если, конечно, это настоящий Учитель.

П.С. Ах, да, кстати: высказывание «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» приписывают то Сократу, то Плутарху, а то и вовсе Рабле.)


Tags: образование, общество, педагогика, учитель, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments