invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Томас Мор. "Утопия"



Продолжаю тему утопии. Начало тут - жизнь без утопии


Утопии бывают позитивные и негативные. Негативные утопии часто называют антиутопиями (что не совсем верно, т.к. к негативным утопиям, кроме антиутопий, относятся ещё дистопии и какотопии).
Сегодня поговорим о позитивных. Вернее, об одной из них, которая и дала название жанру, а именно, о произведении Т.Мора "Утопия"
Кстати, в переводе с греческого "у-топус" - "не место", т.е. "место, которого нет". Но есть и другое мнение: произошла ошибка в транскрипции и на самом деле "утопия" - это "евтопия", "ев-топус" - "совершенное место".

Томас Мор (1478-1535)- английский юрист, политик, философ, писатель-гуманист.
Свой знаменитый труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» написал в 1516 г.


Томас Мор

В «Утопии» Мор от лица путешественника Рафаила описывает идеальное государство Утопию, живущее по правилам, совершенно отличным от правил, принятых в современных Мору государствах.

Книга состоит из двух неравных по объему частей: первая (меньшая) часть посвящена критике установленных в Англии, Франции и др. странах порядков, а вторая часть, собственно, описанию Утопии (логически это вполне оправдано: ведь прежде, чем описывать желаемый мир, надо показать, что тебя не устраивает в существующем). В самом таком построении книги уже проявляется черта всех утопий – противопоставление реального мира и утопического идеального мира.

Что же не устраивает Томаса Мора в современном ему мире? Если сказать общей фразой – крайне несправедливое его устройство. Мор жестко обличает эту несправедливость. Английская знать и духовенство погрязли в роскоши и пороках; крестьяне же, напротив, терпят нужду: их сгоняют с земель (чтобы забрать их пашни под выгодные пастбища для овец), и крестьянам ничего не остается делать, как просить милостыню или заниматься разбоем. Французское правительство вместо заботы о собственной стране и народе развязывает кровопролитные бессмысленные войны. Правители всех без исключения стран окружают себя льстивыми и угодливыми придворными, а люди умные и честные подвергаются гонениям. Судебные законы устроены так, что мера наказания не соответствует проступку (в частности, за кражу в Англии предусмотрена смертная казнь, тогда как человеческая жизнь для гуманиста Мора представляет высшую ценность и не может быть платой за украденную вещь).
Характерно, что описывая Англию или Францию Мор уделяет внимание только недостаткам, а, описывая страну Утопию, превозносит достоинства – в этом проявления утопической контрастности.

Основной причиной несправедливостей Мор видит частную собственность: «где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел». Соответственно, залог избавления от всех бед – общественная собственность; и в этом тоже проявляется характерная черта утопии – выбор и абсолютизация доминанты в качестве средства достижения утопического идеала.

Итак, в стране Утопии отсутствует частная собственность. Отсутствует там и эксплуатация (правда, там используется труд рабов – из числа отъявленных преступников). Большое значение придается труду: трудиться обязаны все, причем все поочередно занимаются земледелием, т.к. городские и сельские жители меняются местами - в этом находит одно из практических воплощений принцип всеобщего равенства. Этот принцип так важен для Мора, что он очень смело для своего времени затрагивает даже вопрос равенства полов, и, хоть нельзя сказать, что «утопийка» у него полностью равна «утопийцу», тем не менее, женщины имеют равные с мужчинами права на труд, отдых, образование (девочки учатся вместе с мальчиками), и, что меня особенно поразило, женщины даже могут быть священниками!

В вопросах равенства Мор иногда доходит до крайностей (по крайней мере, с точки зрения сегодняшнего дня): равенство превращается в безликость. Все города в Утопии практически одинаковы («кто узнает хотя бы один город, тот узнает все города Утопии»), одинаковы дома, одежда одного покроя, количество людей в городах, кварталах и семьях тоже одинаково. Всё это неудивительно: стандартизация в утопиях встречается нередко – именно как доведенная до крайности идея всеобщего равенства.

Товарно-денежные отношения в Утопии отсутствуют, сохраняются они только при взаимодействии с другими странами. Кстати, это взаимодействие весьма узко – и эта изолированность тоже является отличительной чертой большинства утопий. Правда, иногда утопийцы вынуждены вести войны с соседними государствами – оборонительные или чтобы помочь дружественным странам в борьбе с тиранией. В качестве основной военной тактики и стратегии утопийцы используют подкуп врага или внесение раздора в его ряды (по-моему, это не очень-то порядочно, но в этом вопросе Мор вполне себе англичанин - ведь по части интриг Англия всегда несла пальму первенства).
Утопии вполне хватает средств для подкупа врага: всеобщий свободный труд является источником производства общественных благ, которых с избытком хватает для удовлетворения всех потребностей общества, тем более, что роскошь утопийцев не интересует.

В стране Утопии царит веротерпимость. Каждый имеет право исповедовать любую веру, правда, при этом все признают единое высшее существо (Митру), «которому они обязаны и созданием вселенной, и провидением». Единственное, что запрещено в Утопии – это атеизм. И это не удивительно: Т.Мор дитя своего времени, а время это ещё достаточно религиозно накалено. Ведь любой утопист создает свои утопии на основе существующей действительности, даже если она его не устраивает.

В Утопии реализован принцип «от каждого по способностям – каждому по потребностям». Все трудятся и все могут придти на «рынок» и взять там всё, что необходимо.

В государственном управлении действует принцип, который можно охарактеризовать как смесь прямой и представительской демократии: от каждых тридцати семейств избирается сифогрант, 200 сифогрантов выбирают князя из четырех предложенных народом кандидатов.

Впрочем, устройство политической, экономической, социальной жизни – это лишь условия. А какова же цель? Мор пишет, что «главным и первенствующим является у них спор о том, в чем именно заключается человеческое счастье... Однако в этом вопросе с большей охотой, чем справедливостью, они, по-видимому, склоняются к мнению, защищающему удовольствие; в нем они полагают или исключительный, или преимущественный элемент человеческого счастья». Тут не стоит понимать «удовольствия» упрощенно. Для утопийцев духовные удовольствия стоят выше телесных (под последними понимается большей частью хорошее здоровье). Духовное развитие человека – именно в этом, по моему мнению, видит Мор цель справедливо построенного общества. Ведь не зря же он ограничивает труд 6 часами в неделю, а остальное время отводит на занятия науками, искусствами, дружеские беседы. Я считаю, гуманизм является неотъемлемой чертой всех утопий. Всё для блага и развития человека – а иначе и огород городить не стоит.

Томас Мор в произведении «Утопия» изобразил общество во многом похоже на коммунистическое: в нем отсутствует частная собственность и эксплуатация, реализован принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям», а люди, освобожденные от изнурительного труда, имеют возможности для творческого саморазвития. Многое идеи для Мора для своего времени так прогрессивны, что не могут не вызывать восхищения!

Написала кратенько, чтоб сильно не спойлерить. Читайте Мора - он того стоит!
Ну а я в следующий раз разберу какую-нибудь антиутопию.


Tags: утопия, эссе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments