invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

больше, чем просто музыка



стихи
Ода «К радости» (нем. An die Freude) — ода, написанная в 1785 году Фридрихом Шиллером для дрезденской масонской ложи по просьбе его друга-масона Христиана Готфрида Кёрнера.


Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (Schiller, 10.11.1759, Марбах на Неккаре, - 9.5.1805, Веймар), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени. Автор произведений: "Разбойники", "Коварство и любовь", "Дон Карлос, инфант испанский", "Мария Стюарт", "Орлеанская дева", "Вильгельм Телль" и др.











Христиан Готфрид Кёрнер (нем. Christian Gottfried Körner; 2 июля 1756, Лейпциг — 13 мая 1831, Берлин) — немецкий писатель и юрист. Кёрнер был первым издателем полного собрания сочинений своего друга Фридриха Шиллера.












Текст оды тут приводить не буду. Кто хочет, может легко найти его: в Википедии, например (там и оригинал, и два варианта перевода на русский).
Итак, у нас есть Шиллеровские стихи. И это только начало.


музыка
Почти 30 спустя (Шиллер к тому времени уже мёртв) Бетховен пишет симфоонию № 9 Ре минор.
"Девятая" была закончена в 1824 г. и стала последней завершенной симфонией Бетховена.
В последнюю часть симфонии Бетховен включил Шиллеровскую оду "К радости", текст которой исполняется солистом и хором.


Людвиг ван Бетхоовен (нем. Ludwig van Beethoven, 16 декабря 1770[2], Бонн, Вестфалия — 26 марта 1827, Вена, эрцгерцогство Австрия) — немецкий композитор и пианист, представитель «венской классической школы».












И не только Бетховен написал музыку к стихам Шиллера: в 1815 году это сделал Франц Шуберт, а в 1865 году П. И. Чайковский (на русский перевод В. Коломийцева).
Но меня сейчас интересует именно Бетховенский вариант, а, вернее, стихи Шиллера + музыка Бетховена.
Но это ещё не всё.

философия
В 1872 г. (это почти век спустя после написания Шиллером оды "К радости") Ф.Ницше пишет эстетический трактат «Рождение трагедии из духа музыки» (нем. Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik). Большинство философских идей Ницше мне чужды. Но в "Рождении трагедии из духа музыки" он, на мой взгляд, ещё не переходит грань, за которой внимание к природному началу в человеке оборачивается абсолютизацией этого начала. Если совсем кратко: там об аполлоновском (светлом, гармоничном, разумном) и дионисийском (тёмном, природном, хаотичном, необузданном) корнях в древнегреческой культуре и об единстве и борьбе этих корней в каждом человеке-художнике ( а без этой борьбы невозможно настоящее творчество - да!).


Фридрих Виильгельм Ниицше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15 октября 1844, Рёккен, Германский союз — 25 августа 1900, Веймар, Германская империя) — немецкий мыслитель. Известные труды: "Рождение трагедии из духа музыки", "Так говорил Заратустра", "Антихрист", "По ту сторону добра и зла", "Воля к власти" и др.










Впрочем, при чём тут ода "К радости"?
А при том, что у Ницше в "Рождении трагедии..." про неё есть небольшой абзацик. Не могу не поделиться:
"Под чарами Диониса не только вновь смыкается союз человека с человеком: сама отчуждённая, враждебная или порабощённая природа снова празднует праздник примирения со своим блудным сыном - человеком. Добровольно предлагает земля свои дары, и мирно приближаются хищные звери скал и пустыни. Цветами и венками усыпана колесница Диониса; под ярмом его шествуют пантера и тигр. Превратите ликующую песню "К Радости" Бетховена в картину и если у вас достанет силы воображения, чтобы увидать "миллионы, трепетно склоняющиеся во прахе", то вы можете подойти к Дионису. Теперь раб - свободный человек, теперь разбиты все неподвижные и враждебные границы, установленные между людьми нуждой, произволом и "дерзкой модой". Теперь, при благой вести о гармонии миров, каждый чувствует себя не только соединённым, примирённым, сплочённым со своим ближним, но единым с ним, словно разорвано покрывало Майи и только клочья его ещё развеваются перед таинственным Первоединым".



музыка с оттенком политики
Но теперь мы покидаем Ницше и переносимся ещё на век вперёд.
В 1972 году 19 января в Страсбурге Комитет министров Совета Европы официально объявил Европейский гимн: им стала прелюдия к оде "К Радости» Бетховена.
Дирижёр Герберт фон Караян написал три официальных инструментальных аранжировки Гимна Европы — для фортепиано, для духовых инструментов и для симфонического оркестра.



Герберт фон Караян (нем. Herbert von Karajan; 5 апреля 1908, Зальцбург, Австрия — 16 июля 1989 Аниф, Австрия) — выдающийся австрийский дирижёр.











С 1993 года ода "К Радости» — гимн Евросоюза.
И кстати, не только Евросоюз "положил глаз" на оду: в 1974 году на основе этой мелодии принят государственный гимн Южной Родезии «Звучите громче, голоса Родезии».


разное
Недавно услышала про оду "К радости", что это "гадкая песня", "мерзкий гимн мерзкого Евросоюза".

Я отнюдь не фанатка Евросоюза, честное слово. Но при чём тут ода "К радости"? Она ведь прекрасна вне зависимости от того, кто выберет её своим гимном. В ней даже не очень-то любимый мной немецкий язык (впрочем, нелюбимый - это условно, я ведь совсем не знаю немецкого, с чего бы мне его любить или не любить) звучит фантастично и одновременно предельно понятно на интуитивном уровне, - и я даже не представляю, чтоб она исполнялась на каком-то другом языке.
Что мне нравится в этой музыке? Её откровенная жизненная сила - несомненно! Но то-то ещё... Человек, шагающий сквозь века со всеми своими возвышенными и не очень возвышенными желаниями и страстями. Человек, показывающий смерти фигу. Человек, каким-то чудесным образом не отчужденный от мира. Человек, сложный и простой одновременно. И симпатичный! Да!




Tags: музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment