invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Её называли Гадюкой



Революция, Гражданская война, Военный коммунизм, НЭП...
Сложное было время! Жила страна, а в стране жили люди. Как они жили?
Мы можем сегодня узнать об этом не только из учебников истории, но и из книг и фильмов.

Не так давно смотрели на нашем киноклубе фильм "Гадюка". Он о девушке, чья юность и молодость выпала как раз на вышеуказанный период: Революция, Гражданка, НЭП...

Сначала немного фактов о фильме.
Снят он в 1965 г. на киностудии им. Довженко
Режиссер Виктор Ивченко (1912—1972) в 1967 году удостоен за этот фильм Республиканской премии УССР имени Т. Г. Шевченко.
Съемки проходили в г.Черновцы - это в Западной Украине, Черниговская область, 40 км. до границы с Румынией.
В главной роли снялась Нинель Мышкова (1926-2003) - очень красивая женщина!

Фильм снят по одноименной повести Алексея Толстого. Впервые она была напечатана в 1928 году в журнале "Красная новь" с подзаголовком "Повесть об одной девушке".
Трагическая судьба главной героини Ольги Зотовой не оставила читателей равнодушными. На читательских конференциях устраивались инсценированные суды по "делу Зотовой". Кто-то её оправдывал, кто-то осуждал, велись отчаянные споры. Иногда в таких судах даже принимали участие настоящие прокуроры и адвокаты. И, конечно, читатели забрасывали Толстого письмами, в которых высказывали свое мнение о том, почему судьба Ольги сложилась именно так, и могла ли она сложиться иначе.

Вот и мы, спустя почти столетие после выхода книги и чуть более полстолетия после выхода фильма, пытались разобраться в тех же самых вопросах.
Первое, что приходит в голову, это, так называемый, "военный синдром". Прошедшей Гражданскую войну Ольге Зотовой было трудно приспособиться к мирной жизни. Но дело не только в этом!
Во второй части фильма действие происходит во времена НЭПа (Новой экономической политики). В 20-е годы советское руководство после политики Военного коммунизма на 7 лет вернулось к элементам рыночной экономики, к частному предпринимательству. Это позволило быстро решить тактические задачи, заткнуть дыры в экономике. Но как при этом жили люди, что они чувствовали? Для мещан это было раздолье, они в условиях НЭПа чувствовали себя как рыба в воде.
А те, кто делал революцию и воевал на Гражданской за Советскую власть? Кто боролся под Красным флагом за революционные идеалы, кто терял товарищей в этой борьбе? Что чувствовали они? Не все могли понять, что НЭП - это временная вынужденная мера. Кто-то воспринял новую политику как возврат к прошлому. Перед ними вставали вопросы, на которые не все могли найти ответ. За что они боролись? За то, чтобы расплодились НЭПманы, чтобы всё погрязло в мещанском быте?
Ольга Зотова не просто не может найти себя в мирной жизни, - она не может найти себя в мещанском болоте, которое видит вокруг. А она, хоть и прошла всю Гражданку, ещё так молода и неопытна. И никого нет рядом, кто мог бы помочь...

Да, Ольга Зотова совершила преступление и подлежит справедливому суду. Но за этим преступлением огромная трагедия. Трагедия многих людей, которую почувствовал и описал Алексей Толстой.
Вот как он ответил на одно из читательских писем:
Товарищи, в общем, правильно ставят вопрос: Ольга совершила преступление потому, что до конца не была перевоспитана Красной Армией, одной ногой стояла в новой жизни, а другой в старой (откуда вышла). Это и не позволило ей стать выше личной обиды, и места в созидательной жизни она найти себе не могла.
Это всё верно. Но дальше товарищи ошибаются, упрекая меня в том, что я не захотел до конца перевоспитать Ольгу, поднять её до высоты, когда она знала бы, за что дралась в 19 году, когда в годы нэпа она сознательно пошла бы на партийную работу, когда задачи революции стали бы для неё выше её личных дел.
Я нарочно написал Ольгу такой, какая она есть. Не нужно забывать, что литература: 1) описывает типичных живых людей, а не идеальные абстрактные типы (Ольга была одним из живых типов эпохи нэпа. Сейчас таких людей уже нет) и 2) что время, в которое Ольга совершила своё преступление, было до начала пятилеток, то есть в то время, когда не началось ещё массовое перевоспитание людей.
Для перевоспитания людей нужно изменить материальные и общественные условия. Не забывайте, что в эпоху нэпа был ещё жив и кулак, и единоличник, и купец, и концессионер. И перед всей страной не был ещё поставлен конкретный план строительства бесклассового общества… Тогда такой, как Ольга, легко было соскользнуть к индивидуализму


Да, безусловно, Ольга действительно является жертвой времени (а, вернее, НЭПовского безвременья). Но к этому я б добавила то, что она переживает ещё и чисто женскую трагедию: она молода, ей хочется любить, но не выходит с любовью...

Впрочем, заканчиваю спойлерить. Очень советую и книгу прочесть, и фильм посмотреть - они позволяют лучше понять изображаемую в них эпоху через судьбу конкретного человека.



Кстати, если вы живете в Ростове, приходите к нам в клуб. Мы там каждый вторник обсуждаем книги и фильмы. А по субботам проводим дискуссии по важным историческим событиям.

- Ближайшая встреча 14 марта (вторник) в 19.00. Это будут литературные посиделки, на которых мы обсудим книгу Германа Гессе "Демиан"
2-й корпус ДГТУ, ауд. 509


- 18 марта (суббота) в 16.00 дискуссионная встреча, посвященная третьей годовщине присоединения Крыма. Не пропустите! Будет интересно. Планируется телемост с Севастополем.
8-й корпус ДГТУ, ауд. 633

- 21 марта (вторник) 18.30 - киноклуб. Смотрим и обсуждаем фильм И.Бергмана "Шепот и крики"
8-й корпус ДГТУ, ауд. 433

Вход всегда и для всех свободный.
тел. +7 903 430-98-44
Культурный клуб "Восхождение"





Tags: Ростов, СССР, искусство, кино, киноклуб, культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments