invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Маркс и Прометей



"Прометей – самый благородный святой и мученик в философском календаре". Так говорил о Прометее Карл Маркс.
Маркс и Прометей. А ведь у этих фигур много общего, несмотря на то, что Прометей - мифический персонаж, а Маркс вполне реален.
Прометей, дающий людям огонь. И Марк, давший людям огонь надежды на новое справедливое общество. Но общее не только это.

Вот, к примеру, феномен отказа Прометея вступить в борьбу Титанов против Зевса, - Прометей этим самым идет против своего рода. Параллель с Марксом очевидна. Ведь Маркс, будучи представителем буржуазии и выступая за диктатуру пролетариата, тоже выступает против «своего рода».
Но что заставляет Прометея и Маркса «предавать» свой род? Пытаясь ответить на этот вопрос, я двигаюсь по временной шкале от античности далее: в средневековье, потом в капитализм… И в разных эпохах я вижу это «предательство рода».
Как происходит переход от одного общественно-экономического строя, как один господствующий класс сменяется другим? Неужели просто в силу закономерной классовой борьбы? Но ведь угнетаемый класс не сразу осознает себя как класс, сначала он является классом-в-себе и, только обретя классовое сознание, становится классом-для-себя. Это сознание ему даруют представители господствующего класса, будучи более образованными, чем угнетаемый класс. Почему представители господствующего класса это делают? Ведь они, подталкивая угнетаемый класс к осознанию своих интересов, тем самым предают «свой род». Может быть, они просто видят неумолимость торжества угнетаемого класса и заранее становятся на сторону победителя? Я считаю, что это не так. Среди представителей господствующего класса находятся люди, для которых удержание собственного господства вовсе не является целью. Ими движет не идея власти, а идея справедливости. Они не замыкаются на интересах собственного «рода», рассматривая человечество как единый род. Но тогда, выходит, что они вовсе не совершают предательства, а напротив, действуют во имя всего рода человеческого. Именно так действовал Прометей. Так действовал и Маркс.

Теперь второй важный момент. Прометей вовсе не в восторге от Зевса. Он не считает, что власть Олимпийских богов принесет людям благо, и всё же не хочет сохранения власти Титанов. Тут я тоже вижу отчетливую параллель с Марксом.
Маркс выделял во всемирной человеческой истории три формации: первичную, вторичную и третичную. В первичной ещё нет классового деления, - это эпоха, так называемого, «первобытного коммунизма». Во вторичной формации общество делится на классы, возникает эксплуатация. В третичной формации (коммунизме) классов не будет, человечество окажется единым, обретя, наконец, все возможности для истинного Развития. Но ведь при этом Маркс не считал первичную формацию прогрессивнее вторичной. Для него Человечество неумолимо идет по пути Развития – от низших стадий к высшим. И в этой концепции вторичная формация, безусловно, является шагом вперед по сравнению с «первобытным коммунизмом».
Так же и для Прометея торжество антропоморфных Олимпийских богов – шаг вперед по сравнению с эпохой хтонических Титанов. С закреплением патриархальных отношений Человек отходит в своем развитии всё дальше от природного, звериного – он идет по дороге человеческого познания и преобразования мира.
При этом возникают некие издержки: исчезает первобытный общинный очаг, общество делится на неравные по своему положению группы. И, несмотря на это, Прометей не желает возвращать людей в первобытность и отказывать им в Развитии. Но он дарует людям огонь - идею, равенства, справедливости, единства человеческого рода. Человечество пронесет эту идею через всю свою историю. О равенстве людей перед богом будут говорить христиане. Идеи Свободы, Равенства и Братства выдвинут деятели Великой Французской Революции. Увы, с переходом от рабовладения к феодализму человеческое неравенство не исчезает. Как не исчезает оно с переходом от власти феодалов к власти буржуа. И всё же человечество несет Прометеевский огонь - идею человеческой общности. В третичной формации Маркса идея воплотится в жизнь.

И тут у меня возникает один вопрос. Почему Прометей не выбрал третий путь: не власть Титанов, не власть Зевса, а свою собственную власть? Он мог бы господствовать и принести людям благо, установив справедливое общество. Я думаю, Прометей не делает этого, потому что верит в Человека. Он верит в то, что люди сами способны придти к Справедливости. Пусть их путь будет нелегок, но пройти его необходимо, иначе не будет никакого Развития, а будет вечный кем-то установленный (Прометеем ли или кем-то ещё) «рай». В таком «раю» не будет настоящего человеческого счастья. Ведь если счастье запрограммировано – нет свободы выбора. Но именно незапрограммированность, необусловленность и свобода выбора отличает человека от животного. Если этого нет – нет Человека, нет и человеческого счастья.

Прометея не существовало на самом деле. Его придумал Человек. Придумал очень давно, когда его сознанием ещё владел Миф. Сознание человека менялось. Возникали новые религии и новые философские учения, человек совершал научные открытия, познавал и преобразовывал мир. При этом идея Прометеевского огня продолжала согревать людей. В ней - память предыдущих веков и предвидение следующих. В свете этого огня все люди – те что жили раньше и те, что ещё не родились – идут все вместе всегда вперед. Если он погаснет – движение остановится.
Иногда Прометеевский огонь начинает гореть так тускло, что, кажется, вот-вот погаснет. В XIX веке Карл Маркс смог его раздуть. В XX-м его подхватили русские большевики.
Сегодня время снова раздувать огонь.



На все эти мысли меня натолкнул цикл статей С.Кургиняна О коммунизме и марксизме
в газете "Суть времени"


Tags: Маркс, Прометей, история, человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments