invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Переосмысление польских гипотез происхождения славян


Киевский Синопсис

Сарматская и Мосохова гипотезы были использованы как Польшей, так и Россией для создания этнополитических концептов, инспирирующих и организующих собирание восточнославянских земель вокруг соответствующих государственных центров.
На этом пути Москва действительно сумела объединить существенную часть восточнославянского мира. Потерпевшая поражение Польша на основании этих же гипотез создавала «вирусы» воинственного национализма, взрывающего единство русского суперэтноса.



предыдущие материалы цикла:
Польские гипотезы происхождения славян
Польские гипотезы происхождения славян - II

Переосмысление польских этногенетических гипотез славянства русскими политическими историками

После заключения в 1595 году Брестской Унии православные братства на территории Речи Посполитой (прежде всего Львовское и Киевское) были вынуждены вступить в непримиримую полемику с униатами, в ходе которой ими и были приняты и развиты рассматриваемые польские этногенетические гипотезы.

Так, в сочинении члена киевского братства Захарии Копыстенского «Полинодия или книга обороны» (1621 г.) мы встречаем теорию о древнем роксоланном народе, который, по Копыстенскому, и положил начало Древнерусскому государству, из которого вышли «малороссове» и «великороссове» (аутентичные термины Копыстенского).

Москва, по Копыстенскому, заслужила титул Великой Руси именно в силу того, что сумела освободиться от иноземного господства и построить новую мощную державу — в отличие от Киева. Однако саму теорию роксоланного народа Копыстенский заимствует из Сарматской теории, созданной польскими авторами.

Комплекс идей, разработанный православными братствами на основе рассматриваемых этногенетических концепций, утвердил в общественном сознании Левобережной Украины идею кровного родства с Москвой, что и привело к Переяславской Раде 1654 года — воссоединению Москвы с Запорожскими землями.

В 1674 году в типографии Киево-Печерской Лавры выходит Киевский «Синопсис», авторство которого приписывают архимандриту Лавры Иннокентию Гизелю. В «Синопсисе» сарматская и связанная с ней роксаланская гипотезы подчинены Мосоховой гипотезе.


Иннокентий Гизель

Сарматскую гипотезу автор «Синопсиса» излагает в главе «О народе сарматском и о наречии его». Он пишет: «Савромации, или Сармации страна есть вся в той же Европе, третией части Света, жребия Афетова, обаче сугуба есть: едина Скифска, идеже ныне сидят Скифы или Татаре; вторая, идеже Москва, Русь, Поляки, Литва, Прусы и прочая обитают».

Как мы видим, автор возводит происхождение сарматов к Иафету. Кроме того, он утверждает существование двух Сарматий: татаро-скифской и русской, причем в русскую входят и Москва, и Русь, и даже Польша с Литвой.

В главе «О народе Роксаланстем и о наречии его» автор «Синопсиса» рассматривает и роксоланскую гипотезу, однако в его интерпретации роксоланы становятся просто иным названием россов: «От тех же сарматских и славяноросских осад тойже народ росский изыйде, от него неции нарицахуся Россы, а иные Аланы, а потом прозвашася Роксаланы, аки бы Росси и Аланы».

Для доказательства Мосоховой гипотезы автор «Синопсиса» ссылается на труды «древних летописцев греческих, российских, римских и польских», а также «наипаче и Божественное Писание от пророчества Иезекиилева в главе 39», где и говорится о Мосохе. Автор «Синопсиса» подчеркивает, что весь народ славянский произошел от Мосоха и указывает, что по-еврейски «славянский» значит вытягивающий и растягивающий, «от вытягивания лука и от расширения великих и множественных народов Московских, Славенороссийских, Польских, Волынских, Чешских, Болгарских, Сербских, Карвацких и всех вообще, елико их есть, славенска языка природне употребляющих».

Автор заключает: «И тако от Мосоха, праотца Славенороссийскаго, по наследию его, не токмо Москва народ великий, но и вся Русь или Россия вышереченная произыде». А в предыдущей главе (где говорилось о роксоланах) автор пишет: «Москва народ от Мосоха праотца своего и всех Славянороссов, сына Афетова: и царствующий град Москва от реки Москвы, и прочая сим подобная».

«Синопсис» становится главным учебником истории в России на протяжении всего XVIII века и ложится в основу идеи единения славянского мира под Российской державой.

Окончательную форму идеология расширения Московского царства на юго-западные земли расселения славян получает у Феофана Прокоповича — реформатора церкви при Петре I, воспитанника киевского братства, ректора Киево-Могилянской Академии — в его знаменитом тезисе о триедином русском народе, состоящем из великороссов, малороссов и белорусов.


Феофан Прокопович. Парсуна. Середина XVIII в.


Феофан Прокопович

Именно таким сложным образом, как описано выше, польские историко-этногенетические наработки совершали непредсказуемое «путешествие» сначала в Киев и Львов, а затем — в Москву.

Позднейшие политические переосмысления сарматской гипотезы в Польше

В Польше сарматская гипотеза стала основой так называемого сарматизма, утверждавшего происхождение благородного шляхетского сословия от «цивилизованных» сарматов, в противовес простолюдинам — скифской черни. Сарматизм становится ядром шляхетской идентичности и сословной исключительности. Без сарматских корней польский шляхтич считался ненастоящим. Именно сарматизм предопределил расцвет и падение шляхетского государства. Шляхта — это сарматизм.

В период развала Речи Посполитой сарматизм лег в основу польского мессианизма — хилиастического течения, утверждавшего особую жертвенную роль Польши в мировой истории. У адептов этого течения Польша была призвана стать местом пришествия Царства Божьего на Земле.

На основе этого мессианизма в очень существенной степени развивалась польская романтика XIX века. Так, крупнейший польский поэт-романтик Адам Мицкевич в своих произведениях популяризировал концепты польского мессианизма. Мицкевич, в частности, использовал идеи своего друга Анджея Товяньского (так называемый товянизм), согласно которым Польша объявлялась не только единственной христианской страной, но «Христом народов», что позволяло интерпретировать историю Польши как муки Христа: «страдания польского народа стали своеобразной жертвой христовой. Тело Польши, пребывающее во гробе, должно воскреснуть подобно Христу», в результате чего и наступит Царство Божие на Земле.


Адам Мицкевич

Характер этого мессианизма ярко охарактеризовал русский славист XIX века Александр Гильфердинг: «Сущность этой религии состояла в том, что польский народ есть новый Мессия, посланный для искупления всего рода человеческого, что он, как Мессия, страдал, был распят и погребен, и воскреснет и одолеет дух мрака, воплощенный преимущественно в России, и принесет с собою всему человечеству царство свободы и блаженства».

Подчеркнем, что этот польский мессианизм не только исключает «москалей» из славянской семьи, но и объявляет их потомками «варварских» татарских, финских и других «азиатских» племен, создавших Москву — мир рабства и зла.

Комплекс этих идей и лег в основу теории расовой неполноценности москалей, созданной в середине XIX века Франтишеком Духинским.


Франтишек Духинский

В работах Духинского москали становятся наиболее отвратительными представителями варварской азиатской расы («туран»), происходящей от библейского Сима, в противовес цивилизованным арийцам-европейцам, потомкам Иафета. Популяризацией идей Духинского в Европе очень активно занималась польская «Великая Эмиграция» во главе с «некоронованным королем Польским» Адамом Чарторыйским. Заметим, что именно это во многом определило принятие и признание этногенетических конструкций Духинского Парижским этнографическим обществом.


Адам Чарторыйский

В начале XX века польский мессианизм, выросший на основе построений Духинского, лег в основу доктрины прометеизма Юзефа Пилсудского. По этой доктрине именно Польша, как Прометей, была призвана принести огонь освобождения всем этносам, угнетенным российским/советским империализмом. Соответственно, доктрина прометеизма требовала расчленения России/СССР по этнонациональным швам с последующим подчинением новоявленных наций Польше.


Йозеф Пилсудский

Возвращаясь к схеме 1, напомним, что именно теория Духинского стала концептуальной основой радикального украинского национализма. Его отправной точкой становится тезис об азиатских варварах москалях, захвативших русские земли и обманом присвоивших себе имя русских, искони принадлежавшее предкам современных украинцев из Киевского княжества.

Заключение

Итак, Сарматская и Мосохова гипотезы были использованы как Польшей, так и Россией для создания этнополитических концептов, инспирирующих и организующих собирание восточнославянских земель вокруг соответствующих государственных центров.

На этом пути Москва действительно сумела объединить существенную часть восточнославянского мира. Потерпевшая поражение Польша на основании этих же гипотез создавала «вирусы» воинственного национализма, взрывающего единство русского суперэтноса.

В ХХ веке наибольшую политическую агрессивность в отношении русского единства приобрел «вирус» украинского ультранационализма, перенявшего у Польши (начиная с Симона Петлюры, продолжая Степаном Бандерой и Андреем Мельником и завершая нынешней партией «Свобода» Олега Тягнибока) доктрину антироссийского прометеизма. Отметим, что именно на основе этой доктрины этнического расчленения СССР и России бандеровско-мельниковская эмиграция «продавила» после Второй мировой войны создание Антибольшевистского Блока Народов, а также принятие конгрессом США в 1959 г. Закона о порабощенных (Россией–СССР) нациях, который не отменен и поныне.

Рассмотренные процессы концептуальной этнополитической войны в значительной мере предопределили то развитие событий, которое в конце XX века привело к расчленению нашей страны и потере русских территорий фактически по границам Московского царства до Переяславской Рады.


источник:
статья Андрея Берсенева Польские этногенетические гипотезы происхождения славян и концепты этнополитического доминирования в ареале славянства
опубликована в газете "Суть времени" в №145 от 16 сентября 2015 г.



Tags: Польша, Русь, история, концептуальная война, славяне
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments