Синтез христианства и коммунизма - такое возможно?
Не спешите сразу говорить "нет" и вспоминать о конфликтах большевиков с РПЦ, а также о научном атеизме в СССР.
Да, были конфликты (их природу следует разбирать отдельно). Был и научный атеизм...
Но время не стоит на месте и то, что казалось невозможным вчера, вполне может осуществиться сегодня.
В передаче "ПолитИнфо" Алан Мамиев говорит о родстве идей коммунизма и христианства. А также о том, что их синтез уже был осуществлён в Латинской Америке в 60-х годах прошлого века: этим синтезом стала Теология освобождения, связавшая духовное освобождение человека с его социальным и политическим освобождением и объявившая капитализм антихристианским строем.
"Грех задан в структурах угнетения и эксплуатации человека человеком... Следовательно, грех предстаёт как фундамент отчуждения, приводящего к ситуации несправедливости... Невозможно понять его конкретные проявления без порождающего их базиса. И наоборот, грех требует радикального освобождения, которое в свою очередь, необходимо предполагает политическое освобождение". (Густаво Гутьеррес, перуанский католический священник, идеолог Теологии освобождения)
«Работая, преобразуя мир, порывая с порабощением, строя новое справедливое общество, выполняя свое назначение в истории, человек создает самого себя» (Густаво Гутьеррес)
«Для меня Рождество — это Христос. Христос-бунтарь, Христос-революционер, Христос-социалист». (Уго Чавес, президент Венесуэлы с 1999 по 2013 год, последователь Теологии освобождения).
«Однако вам здесь, между нами, я скажу, что существует много общего между целями, которые превозносит христианство, и целями, которые ставим мы, коммунисты; между христианской проповедью смирения, воздержанности, самопожертвования, любви к ближнему и всем тем, что можно назвать содержанием жизни и поведением революционера. Ибо что мы проповедуем людям? Чтобы они убивали? Чтобы они крали? Чтобы они были эгоистами? Чтобы они эксплуатировали остальных? Как раз совершенно противоположное.
Хотя мотивы у нас разные, поведение и отношение к жизни, которые мы защищаем, очень схожи. Мы живем в эпоху, когда политика, занимаясь человеком и его поведением, вступила почти что в область религии. Думаю, что в то же время мы достигли эпохи, когда религия, занимаясь человеком и его материальными потребностями, может вступить в область политики.
Мы могли бы подписаться почти под всеми заповедями катехизиса: не убей, не кради…»». (Фидель Кастро, кубинский революционер, государственный, политический и партийный деятель).
«Когда христиане присоединятся к социальной революции, она станет непобедимой» (Эрнесто Че Гевара, латиноамериканский революционер)
Ну а что касается конфликтов, существовавших в 20 веке между большевиками и церковью, то по этому поводу хорошо сказал Н.В.Сомин в книге «Православный социализм как русская идея»:
«Да, правы и одновременно неправы обе стороны, и поэтому не будем рядиться, вычислять, кто более виноват. Надо, по возможности, простить противоположную сторону. Главное – начать выступление единым фронтом».