invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Ученик - это "сосуд" или "факел"?



Недавно прочла у raasta в заметке Я русский? следующее:
"Среди преподавателей актерского мастерства ведется давний спор: что есть ученик – сосуд, который надо наполнить, или факел, который надо зажечь? Я всегда считал, что факел, и зажечь в нем эмоциональный, душевный огонь - моя главная задача. Но последнее время начинаю понимать, что пока этот сосуд не наполнишь хотя бы минимальным культурным уровнем, зажигать там нечего - пустота не возгорится".

Я задумалась.
А ведь вопрос, действительно, непростой. И тут совсем не важно, что ты преподаешь: актерское мастерство или квантовую физику… Ведь в сущности речь идет о том, что первичнее: разжечь у ученика увлеченность предметом или сначала дать ему хотя бы минимальные базовые знания по этому предмету.
Этот вопрос напоминает мне спор о том, что было раньше: яйцо или курица? С одной стороны, курица появляется из яйца. Но, с другой стороны, никакого яйца без курицы получиться не может…

Точно так же и с учениками. Нельзя привить ученику интерес к предмету, если он ничего об этом предмете не знает. Но и впихивать в ученика знания при отсутствии с его стороны хоть мало-мальского интереса – тоже дохлый номер.

Так что же делать? Ответ достаточно очевиден: не противопоставлять метод «наполнения сосуда» методу «зажигания факела». Ученик – это сосуд и факел одновременно. А потому придется одновременно и наполнять и зажигать, учить сразу и любви и знаниям, не разделяя эти процессы.
Вы скажете, что это очень трудная задача? Не спорю… Но, согласитесь, иначе ведь никак!

Так, с сосудами и факелами вроде бы разобрались… Но это ещё не всё.
От учителя требуется и многое другое. Например, выстраивать знания в систему - ну чтоб не просто так всё сваливалось в сосуд, как в корзину для мусора. Вот, что писал по этому поводу Ушинский*: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».
* Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870) — русский педагог, основоположник научной педагогики в России.

А ещё учитель должен любить и понимать своих учеников. А также любить и понимать свой предмет))
Не много ли требований я предъявляю к учителю? Да нет, не много – в самый раз, - если, конечно, это настоящий Учитель.

П.С. Ах, да, кстати: высказывание «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» приписывают то Сократу, то Плутарху, а то и вовсе Рабле.)


Tags: образование, общество, педагогика, учитель, школа
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments