invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Утопические настроения в советской поэзии первых послереволюционных лет. Часть III: В.В.Маяковский



В части I и части II я писала о творчестве Блока, Есенина, Хлебникова, пролетарских поэтов.
Часть I: Блок и Есенин
Часть II: Хлебников и др.

И, наконец, самый невозможный, самый необъятный из певцов революции - Владимир Маяковский. Кажется, в его творчестве сама пропитанная утопиями эпоха обретает плоть. В первых послереволюционных произведениях - «Мистерия Буфф», «150 000 000», «Левый марш» видна космичность восприятия революционных событий, представление о неумолимости победы пролетариата в мировом и даже вселенском масштабе.

В «Летающем пролетарии» советскому человеку будущего покоряются небеса:
Рабочий! Крестьянин!
Проверь на ощупь,
что и небеса - твои!
Стотридцатимиллионною мощью
Желанье лететь напои!


В стихотворении «Про это» находит отражение утопия Федорова о воскрешении мертвых:
Воздух в воздух, будто камень в камень,
недоступная для тленов и прошений,
рассиявшись, высится веками
мастерская
человечьих воскрешений.


Утопии Маяковского по большей части абстрактны: как и Есенин, он воспринимает социализм как некое благое общество, в котором обновленный мир несет человеку счастье; только социализм Есенина крестьянский, а социализм Маяковского пролетарский.
Но, несмотря на абстрактность, утопия Маяковского деятельна: поэт стремится преобразовать мир и строчками своих стихов, и плакатами «Окна РОСТа». Он верит, что недостатки реальности можно преодолеть, и считает своей задачей способствовать этому.
маяковский.jpg

Позднее Маяковский предпримет попытки конкретизации своих утопий. В «Рассказе Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» город-сад строится в конкретном месте (Новокузнецк), ему устанавливается конкретный срок - через четыре года, – в этом находят отражение утопии первых пятилеток. Мечта обретает зримую плоть на фоне настоящего. Завтрашний день вырастает из дня сегодняшнего.
Настоящее пока весьма несовершенно:
Темно свинцовоночие,
Неважен мокр уют,
Лежат в грязи рабочие,
Подмокший хлеб жуют.


Но это уже не то настоящее, которое надо разрушить. Настоящее у Маяковского – это уже новый мир, в котором пока «неважен мокр уют», но из которого родится лучшее будущее. И он пишет, какое это будущее:
Здесь дом дадут хороший нам
И ситный без пайка,
Аж за Байкал отброшенная
Попятится тайга.


Тут и мечты о личном бытовом комфорте и о свершениях страны. Но, конечно не комфорт и даже не великие производственные победы заставляют рабочих Кузнецкстроя терпеть лишения, а мечта о городе-саде:
Я знаю, город будет,
Я знаю, саду цвесть,
Когда такие люди
В стране Советской есть!


Но не всегда радужны утопии Маяковского. В пьесе «Клоп» мечта о прекрасном будущем неотделима от тревоги за человека: хорошо ли будет ему в этом будущем, не потеряет ли он себя? Иногда утопия перемешивается с антиутопией. В поэме «Четвертый интернационал» Маяковский призывает: «Готовьте новый бунт в грядущей коммунистической сытости».
И всё же в целом утопия Маяковского оптимистична. В ней настоящее перетекает в будущее, страна расцветает городами-садами, а советский человек уверенно шагает в грядущее, ведя за собой весь мир.
И я, как весну человечества,
Рожденную в трудах и бою,
Пою мое Отечество,
Республику мою!
(поэма «Хорошо!»)


Для Маяковского Советская Россия – это «весна человечества», а коммунизм – общее светлое будущее всего мира. Так это было и для миллионов советских людей той поры. Утопия и реальность перемешивались, невзгоды отступали перед великими свершениями.


Поэты революции… Создавая поэтические утопии, они занимались поисками новой модели общества, нового человека. Как о многом они мечтали, как велики были их надежды и разочарования! Судьбы многих из них оказалась трагичны. И все же их утопии во многом сбылись.
Октябрьская революция изменила Россию и мир. Сбылась мечта Блока: изменившись, страна изменила людей; дети люмпенов получили образование и стали рабочими, инженерами, учеными; а Россия выполнила свою священную миротворческую миссию, освободив мир от фашизма. Сбылась мечта Есенина: СССР, превратившись в индустриальную сверхдержаву, не потерял соборности, сохранив преемственность по отношению к духу крестьянской Руси. Сбылись и мечты Маяковского: в стране были построены фабрики и заводы, выросли многоэтажки, ракета прорвала стратосферу, отправив на орбиту первого советского космонавта; и Кузнецкстрой был построен и там был разбит сад, который существует до сих пор (он называется «Сад металлургов»).
маяковский.jpg
Сад Металлургов в Новокузнецке

Конечно, не всё было сделано так, как хотелось поэтам в первые послереволюционные годы. А за многое, что было сделано, была заплачена высокая цена. Мечты осуществляются гладко лишь в литературных утопиях, но жизнь вносит свои жестокие коррективы. И всё же куда более жесток мир, в котором не создают утопий и не воплощают их в жизнь, мир, в котором нет ни поэзии, ни мечты, ни Развития.

Tags: Маяковский, поэзия, революция, утопия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments