invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Эволюция: от Спенсера до Ницше



Вчера на литературном клубе обсуждали роман Джека Лондона «Мартин Иден».
Последний раз я читала Лондона в детстве, если не считать парочки небольших рассказов, прочитанных мной в оригинале уже во взрослом возрасте исключительно с целью изучения английского языка.
И вот теперь "Мартин Иден"... В детстве этот роман я не читала и, признаться честно, к литклубу не успела прочесть до конца (но обязательно это сделаю!).
А сейчас хочу поделиться впечатлениями от прочитанной части.

Помните строчки В.Маяковского из «Облака в штанах»:
Вы говорили:
«Джек Лондон,
деньги,
любовь,
страсть»,—
а я одно видел:
вы — Джоконда,
которую надо украсть!


В «Мартине Идене» есть и любовь, и страсть, и деньги.
И, конечно, любовь и страсть не оставили моё женское сердечко равнодушным. Но про них я, пожалуй, напишу в другой заметке или… в другой жизни.
А сейчас я включу свою женскую логику и напишу… нет, даже не про деньги. Хотя отчасти и про них. Но больше про Спенсера, Ницше и эволюцию - как и обещано в заголовке. И Мартина Идена, конечно же, не забуду.

Итак, Герберт Спенсер... Вполне себе буржуазный философ и социолог (как по мне, так скорее социолог, чем философ), один из родоначальников эволюционизма. Причем теорию эволюцию Спенсер распространяет на человеческое общество: как и у животных, у людей идет борьба за существование, в которой выживают наиболее приспособленные индивиды и сообщества. Не удивительно, что Спенсер являлся сторонником принципа Laissez-faire (принцип невмешательства — экономическая доктрина, согласно которой государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным) – а зачем вмешиваться, всё само собой отрегулируется, подчиняясь законам эволюции. Или не законам эволюции, а «невидимой руке рынка», что, если смотреть в корень, одно и то же. Принцип Laissez-faire лег в основу экономического либерализма.

Ну а Ницше? Ницше к буржуазным философам отнести никак нельзя: ему, с его идеями аристократической культуры, воли к власти и концепцией «сверхчеловека», сам дух буржуа отвратителен! И, конечно, он совсем не сторонник либерализма в любом его виде.

Либерал Спенсер и аристократ Ницше... Так ли они далеки друг от друга?
Если по Спенсеру законы эволюции распространяются на человеческие общности, то выжить должны сильнейшие. Кто же это сильнейшие? Не ницшеанские ли «сверхлюди», отказавшиеся от сострадания к слабым?

Герой романа Мартин Иден так и считает. Он, являясь большим поклонником теории эволюции Спенсера, заявляет:
«…государство не может существовать, если оно состоит только из рабов! Основной закон эволюции действует и здесь! В борьбе за существование, как это мною сейчас было указано, выживает сильный и потомство сильного, а слабый и его потомство осуждены на гибель. И в результате этого процесса сила сильных увеличивается с каждым поколением. Вот что такое эволюция!»

А вот ещё одно его заявление, уже напрямую апеллирующее к Ницше:
«Но торгаши и лавочники - трусливые правители; они заняты только добыванием денег, и я предпочел обратиться к древнему аристократизму. В этой комнате я единственный индивидуалист. Мне нет никакого дела до государства. Я жду только сильного человека, который явится верхом на коне и спасет государство от неизбежного разложения. Ницше был совершенно прав. Я не буду терять время и объяснять вам, кто такой Ницше, но он был прав! Мир принадлежит сильным, которые также благородны, как и могучи, и которые не барахтаются всю жизнь в болоте купли и продажи. Мир принадлежит истинным аристократам, белокурым зверям, тем, кто не идет ни на какие компромиссы и всегда говорит только "да"».

Итак, Мартин Иден восхищается как Спенсером, так и Ницше. Не потому ли, что его цепкий разум улавливает между ними крепкую связь?
Ведь буржуазия, придя к власти под лозунгами Свободы, Равенства и Братства, на деле отказывается от них, утверждая принцип Laissez-faire.
Не может быть никаких свободы, равенства и тем более братства там, где идет бесконечная «эволюционная» конкуренция, где выживает сильнейший. И какая разница, в каком виде существует неравенство: по происхождению или по материальному достатку (который, кстати, отлично передается по наследству – ничуть не хуже дворянских титулов).

И, вроде бы, Мартина Идена вполне устраивает и эволюция, и власть сильнейших.
Почему же он кончает жизнь самоубийством? Он, так многого достигший в жизни…
Не выдержал борьбы за существование?
Или всё-таки не захотел жить в мире, где людей ценят только за способность быть успешными в этой борьбе?
Думаю, дочитав роман, я найду ответ.

P.S: А я-то думала, что Джек Лондон - это для подростков))


из Вики:
Джек Лондон - (англ. Jack London; урождённый Джон Гри́ффит Че́йни, John Griffith Chaney; 12 января 1876 — 22 ноября 1916) — американский писатель, социалист, общественный деятель, наиболее известен как автор приключенческих рассказов и романов.
Герберт Спенсер - (англ. Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма.
Фридрих Ницше - (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche [ˈfʁiːdʁɪç ˈvɪlhɛlm ˈniː​tʃ​ə]; 15 октября 1844, Рёккен, Германский союз — 25 августа 1900, Веймар, Германская империя) — немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества.


Tags: литклуб, философия
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments