invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Время. Общество. Человек



Время воспринимается разными людьми в разных жизненных ситуациях по-разному. Мы говорим «время тянется» или «время летит», подчеркивая этим свое личное восприятие какого-то временного отрезка.
Но и для всего общества восприятие времени меняется от эпохи к эпохе.

Человек традиционного общества подчинен ритмам природы: он встает, когда восходит солнце, и ложится спать с его закатом, его сельскохозяйственная деятельность зависит от смены сезонов.

В индустриальном обществе человек менее зависит от природы. Электрический свет побеждает темноту ночи, центральное отопление помогает пережить зимний холод, скоростной транспорт сокращает время преодоления больших расстояний.
Но, вместе с тем, именно в индустриальную эпоху время порабощает человека как никогда ранее: вся жизнь оказывается расписана по минутам, время труда и отдыха строго задаются производственным расписанием. Регламентированы и возрастные отрезки: дошкольное детство, школа, институт, работа, пенсия. Человек эпохи модерна помещен в корсет времени так же, как в корсет бесконечных правовых норм. Часовая стрелка становится для человека всемогущим неумолимым богом. Общество, как единый конвейер, оказывается подчинено жесткому ритму, и благодаря этому ритму длит свое существование.

С переходом в информационное общество восприятие времени меняется. Разумеется, Земля все так же вращается вокруг Солнца, утро сменяет ночь, осень сменяет лето, часовые стрелки движутся по циферблатам. Но календари и часы – эти слуги времени – теряют тотальную власть над человеком.

Все больше людей оказываются занятыми в непроизводственных сферах (в сфере услуг, науки, образования). Интернет открывают для этих людей возможности удаленной работы по свободному графику. Популярным видом занятий становится фрилансерство. Человеку уже не нужно вставать по будильнику, спешить на работу, сидеть весь день в офисе. Происходит размывание понятий «день» и «ночь», «будни» и «выходные».

Возрастные маячки времени, такие как «детство», «зрелость», «старость» тоже начинают светить не так ярко. Для многих современных профессий возраст оказывается не столь важен: например, успешно заниматься компьютерной графикой можно и будучи молодым, и выйдя на пенсию. С другой стороны, информационные технологии постоянно развиваются и, чтобы их осваивать, человек должен учиться всю жизнь. Часто подросток и даже ребенок лучше справляется с современной техникой, чем его родители. И, наконец, человек в интернете может выбрать для себя любой возраст и вжиться в выбранный образ на грани растворения. Вполне взрослые люди сутками играют в компьютерные игры или сидят в чатах, общаясь на молодежном сленге, и не испытывают по этому поводу неловкости – ведь в интернете всё равно, сколько тебе лет на самом деле. Человек, получая все новые технические «игрушки», теряет ощущение собственного возраста, сползая в какое-то вечное вневременное ребячество.

Но не только эти трансформации происходят с понятием «время». Рассмотрим такие понятия, как непрерывность времени и последовательность событий.
Благодаря развитию средств массовой коммуникации поток информации оказывается слишком велик; возникает ощущение, что все события происходят одновременно. Человек просматривает в интернете новостные ленты, переходит по гиперссылкам, переключает окна, успевая в то же самое время смотреть телевизор, переключая каналы. Он выхватывает что-то из этого потока информации – зачастую хаотично, не выстраивая логического ряда. События оказываются разорванными, а, следовательно, разорванным и хаотичным оказывается и время – оно начинает воспринимается не как непрерывное, а как точечное, при этом разные точки сливаются в одну (здесь и сейчас).
Аналогичные процессы происходят и с восприятием больших отрезков времени – веков и даже тысячелетий. Историческое время подвергается странным метаморфозам. Информация о разных эпохах и странах добывается в интернете без особого труда, но, увы, и без уверенности в её достоверности, а также без связи событий друг с другом. Информационные потоки наслаиваются, переплетаются. Человеку кажется, что он может узнать обо всём и сразу. Настоящее, прошлое и будущее причудливым образом перемешиваются. Вектор времени теряет направление и длину, собираясь в точку. Но точка, как математический объект, не имеет размера, а, следовательно, стянутое в точку время тоже оказывается без размера и стремится вовсе исчезнуть как понятие.

И сам окружающий материальный мир тоже способствует разрушению понятия «время». Техника так быстро устаревает и меняется, что становится всё более проблематично купить что-то с расчетом на относительно приличный срок службы. Раньше, покупая, к примеру, телевизор, человек рассчитывал, что он прослужит ему долгие годы. Теперь, покупая мобильный телефон, компьютер или ноутбук, человек знает, что они могут устареть быстрее, чем он к ним привыкнет. Возникает ощущение сиюминутности мира. Одноразовые вещи… Одноразовое время… Вот оно есть – и вот его нет.

И, наконец, трансформация происходит с восприятием понятия «время» через понятие «пространство». В Интернете для преодоления расстояний не нужно время - человек может передавать и принимать информацию практически мгновенно. Ни пространство, ни время больше не являются препятствием для общения.

Что же происходит с человеком? Становится он свободнее, избавившись от плена времени? Канадский философ М. Мак-Люэн говорил о том, что человек станет счастливее, вернувшись в состояние общинного сознания, для которого все события происходят «здесь и сейчас», что этот процесс способен объединить человечество. Возможно, что когда-нибудь так и будет. Человечество, научившись анализу, расчленило мир на множество пространственных, временных и смысловых отрезков. Настало время синтеза, собирания мира в одно целое. Но происходит ли так на самом деле? Я думаю, происходит нечто противоположное. Ничего не соединяется, а, напротив, дробится ещё больше. Человек, живя по своему индивидуальному графику, утрачивает связь с окружающими, происходит атомизация общества. Люди, даже живя в одной квартире и ведя совместное хозяйство, в сущности живут каждый сам по себе – каждый за своим персональным компьютером, в своей виртуальной реальности, в своем собственном времени (или безвременье). Теряя ощущение социального и исторического времени, человек чувствует себя одиноким и потерянным. Ведь индустриальная эпоха, отняв у человека опору в Боге, оставила опору во времени, в четком распорядке жизни, в неумолимом ходе истории. Информационное общество выбивает эту последнюю опору, но ничего не дает взамен. Правда, предлагается некая «свобода». Но, видимо, человек пока не готов к такой свободе. Приведу одну ассоциацию. У американского писателя Дж. Апдайка в одном из рассказов есть эпизод, где молодая мать не может успокоить плачущего младенца, а пожилой отец туго пеленает его, и младенец успокаивает. Младенцу не нужна свобода, ему спокойно, уютно и тепло в пеленках. Так и человечество, почувствовав свободу от пеленок пространства и времени, начинает хныкать. Цивилизация технически развивается быстрее Человека. Человечество, поколениями впитывающее в себя правила индустриального общества, оказалось брошено в общество совсем иного типа. И нам придется либо догнать собственную цивилизацию, либо смертельно простудиться на холодном постмодернистском ветру.

Tags: время, постмодерн, эссе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment