invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Земля: кормилица или источник раздора?



Посмотрела фильм Александра Довженко "Земля". Осталось сильное, но нелегкое впечатление. Я как будто прикоснулась к чему-то непонятному и что-то смогла в нем понять.

Фильм снят в 1930 году. Это начало коллективизации. Причины коллективизации понятны: страна должна была в кратчайшие сроки перейти на индустриальные рельсы, и деревня должна при этом накормить город. Но это понятно сегодня нам. А понятно ли было тогда малообразованным крестьянам? Что мы знаем о них? Чем они жили? Фильм как раз об этом. О крестьянах, живущих на земле-кормилице.

Довженко не ставит целью объяснить глобальные задачи индустриализации и коллективизации. Он показывает процесс не с позиции партии, а, скорее, с точки зрения жителей деревни, большинство которых (и в первую очередь молодежь из малозажиточных семей) принимает колхозы, но часть продолжает держаться за свои единоличные хозяйства.

Как пережить кулаку, да и просто зажиточному крестьянину, что его земля должна стать частью колхозной земли? Для него это не просто его собственность, - это нечто святое. Он ради этого участка земли и на убийство готов – не из классовой ненависти или идейных соображений, а именно потому, что покусились на святое. Ну что тут сказать: несознательный элемент? А откуда ж всем сразу стать сознательными?

Однако, приходится ломать старый уклад. Приход нового мира неизбежен. И вот уже отец убитого Василя, ранее тоже не очень-то понимавший этот новый мир, после смерти сына отрекается от бога и просит, чтоб на похоронах пели новые песни. Тут напрашивается параллель с фильмом В.Пудовкина «Мать». Там мать Павла Власова через переживания за сына понимает и принимает революционную борьбу. А тут отец, потрясенный гибелью сына, принимает новый мир.

Следует отметить, что фильм – совсем не агитка. И он многослоен. То, что лежит на поверхности – это изменение жизни деревни при Советской власти. Новый мир – с тракторами и колхозами, приходит на смену старому миру, в котором крестьянин держится за свой участок земли.
Однако борьба старого и нового подана в фильме не так уж однозначно. С самого начала режиссер вводит нас в мир традиционного уклада. Вот мы видим умирающего старика; все (в том числе и он сам) воспринимают эту смерть как нечто само собой разумеющееся, о чем не стоит горевать: вот, пожил человек своё, всё что надо на этой земле сделал, и теперь со спокойной душой уходит, чтоб продолжить свое существование в ином мире. Умирает он среди яблок. Эти яблоки (которые появятся в фильме ещё) – некий символ. С одной стороны, символ урожая, плодородия, жизни, которую дает земля. А с другой – неумолимости природного цикла. Как дерево каждый год проходит путь от цветения до созревших, падающих на землю плодов, так и человек рождается, расцветает, становится зрелым, старится, умирает и оказывается предан земле. Но дерево опять зацветет на следующий год. И человек со смертью не умрет насовсем, душа его бессмертна. Зацветают и плодоносят деревья. Рождаются и умирают люди. Из года в год… Из века в век… Идет своим чередом деревенская жизнь, колосятся поля, земля кормит людей.
И вдруг наступает совсем другая жизнь. Тут ведь не только трактора и колхозы, - меняется само отношение и к жизни, и к смерти. Конечно, не все сразу могут это принять.

И, несмотря на то, что борьбы старого с новым показана в фильме достаточно явно, там нет четкого идеологического разделения: старое – это плохо, а новое – это хорошо. Скорее, там показана трагедия ломки старого. Человеческая трагедия. Трагедия деревни. И я, благодаря таланту режиссера, смогла эту трагедию ощутить. Жертвы, принесенные во имя нового мира… Как давно это было…

А что теперь? Иногда мы с мужем ездим к его многочисленным деревенским родственникам. Я смотрю, как они живут, слушаю их разговоры. Молодежь почти вся уезжает в город, в современной деревне им нечего делать. А пожилые люди кормятся с земли, ведя свои небольшие хозяйства, и сокрушаются, что развалились колхозы. И это тоже трагедия.



«Земля» (1930) - последний фильм «украинской трилогии» («Звенигора», «Арсенал», «Земля»)
Режиссер - Александр Довженко
Оператор — Даниил Демуцкий
В ролях:
Семён Свашенко — Василь Трубенко
Степан Шкурат — Опанас Трубенко
Юлия Солнцева — дочь Опанаса
Елена Максимова — Наталья, невеста Василя
Николай Надемский — Семён
Иван Франко — кулак Белоконь
Пётр Масоха — Хома Белоконь, кулацкий сын
Владимир Михайлов — священник
П. Петрик — секретарь комсомольской ячейки
Павел Уманец — предсельсовета
Е. Бондина — молодая крестьянка
Лука Ляшенко — молодой кулак
Василий Красенко — Петро



Tags: Довженко, СССР, искусство, кино, культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments