invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Женщина поднимает Знамя



Продолжаю знакомиться с шедеврами мирового кинематографа и делиться своими впечатлениями.
Недавно посмотрела фильм Всеволода Пудовкина «Мать» по одноименному роману М.Горького. Впрочем, вряд ли можно сказать, что фильм является строгой экранизацией романа – очень многое из того, что есть в романе, в фильме отсутствует, изменены некоторые детали сюжета. Однако, на мой взгляд, Пудовкиным сохранена главная идея Горького: пробуждение человека, изменение его личности в ходе революционной борьбы.

Время действия фильма – 1905 год, русская революция. Мы видим революционную деятельность рабочих, стычку с черносотенцами на заводе, арест главного героя, его побег из тюрьмы, первомайскую демонстрацию и её расстрел.

Напрашивается параллель с фильмом «Броненосец Потёмкин». Он тоже о событиях 1905-го. В обоих фильмах показан угнетенный народ (в «Броненосце» это матросы, в «Матери» - рабочие), который просыпается и восстает против своих самоуверенных и надменных угнетателей. И там, и там показаны сцены всеобщего ликования людей, окрыленных духом Революции. Перекликаются между собой и сцены жестокой расправы над народом: в «Броненосце Потёмкине» это расстрел людей на Потемкинской лестнице, в «Матери» - расстрел Первомайской демонстрации.

Но есть существенное отличие. В «Броненосце» практически нет персонификации – там действуют массы. А в «Матери» ярко показаны образы конкретных людей – Павла Власова и его матери Пелагеи Ниловны.

Особенно впечатляет образ матери (её талантливо играет актриса Вера Барановская). В некоторых моментах кажется, что образ подан даже с излишним пафосом. Впрочем, этот пафос оправдан эпохой. Фильм поставлен в 1926 году, и я догадываюсь, какое сильное впечатление он производил тогда на зрителей. Да он и сейчас производит сильное впечатление и, возможно, сейчас даже сильнее, чем тогда: ведь, помимо сопереживания героям, теперь испытываешь и другие эмоции. Теперь, когда по сравнению с показанным в фильме временем мир изменился до неузнаваемости, ощущаешь, как на экране оживает минувшая эпоха и изумляешься - и эпохе, и таланту режиссера, и созданным им образам.

И, как я уже отметила ранее, более всего поражаешься образу Пелагеи Ниловны. Эта женщина, в начале такая униженная и забитая и в конце обретающая решимость, волю, силу духа, становится олицетворением народа и всей России. Опять проведу сравнение с «Броненосцем Потёмкиным». Там тоже есть образ России - это сам броненосец: корабль в открытом море, готовый к революционной буре. А в «Матери» - это женщина, прошедшая через страдания, не сломившаяся и идущая в Революцию.

На первый взгляд может показаться, что Ниловну втягивают в революционный водоворот лишь переживания о сыне, что только они являются мотивом её поступков. Это и так, и не так. Да, она, действительно, любит сына и на всё готова ради него. Но на примере того, как обошлись с её Пашкой, она осознает, что такое несправедливость; она понимает, что эта несправедливость творится по отношению к миллионам таких же парней, как её Павел, и по отношению ко всему простому народу. Она понимает, ради чего пошли в революцию её сын и его друзья. А, главное, она познает Борьбу. И в её образе сама Россия идет на борьбу ради всех своих детей.
Всю жизнь Ниловна терпела унижения, но теперь это кончено. Её лицо сияет, когда она идет в толпе демонстрантов, её уже ничем не сломить. И даже когда убивают её сына, Мать поднимается и поднимает Красное Знамя. Её гибель неминуема. Но физическая смерть не способна ничего остановить.
Убит Павел Власов, убита Ниловна, разогнана демонстрация, но ничего не кончено. Если такие женщины идут на борьбу, значит, на борьбу идет весь народ, и его победа – лишь вопрос времени.

Концовка фильма является его эмоциональной кульминацией. Она не может оставить равнодушным. Тут уже забываешь собственные упреки по поводу излишнего пафоса. Без сомнения, этот пафос оправдан! Бывают моменты, когда без пафоса просто не обойтись, особенно если хочешь донести идею до миллионов. Но идея никогда не бывает застывшей на месте.
Поэтому пафос фильма как бы продолжается в будущее: эта женщина воскреснет, - Красный флаг, который она подняла в 1905-м, поднимется над всей страной в 1917-м.

А для меня фильм кажется продолженным и в дальнейшее будущее: эта женщина воскреснет, - именно она посмотрит в 1941-м в глаза своим сыновьям с плаката «Родина-Мать зовет!» и поднимет их на бой.




Режиссер: Всеволод Пудовкин
Автор сценария: Натан Зархи
Оператор: Анатолий Головня
Актеры:
Вера Барановская — Ниловна, мать
Николай Баталов — Павел Власов
Александр Чистяков — Власов-отец
Иван Коваль-Самборский — Весовщиков, молодой рабочий
Всеволод Пудовкин — офицер полиции
Иван Бобров — молодой арестант
Александр Громов — революционер
Владимир Уральский — студент
Н. Видонов — рабочий
Анна Земцова — Анна, курсистка
Фёдор Иванов — надзиратель тюрьмы
Василий Савицкий — приказчик-черносотенец
Вячеслав Новиков — рабочий
П. Полторацкий — судья


Tags: Горький, Пудовкин, искусство, кино, культура, революция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments