invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Восхождение или бегство от одиночества?



Виктор Франкл писал: «Экзистенциальный вакуум проявляется в основном в состоянии скуки. Теперь вполне понятен Шопенгауэр, когда он говорил, что человечество, по-видимому, обречено вечно колебаться между двумя крайностями — нуждой и скукой. Действительно, скука в наше время ставит перед психиатром гораздо больше проблем, нежели нужда».

Эту цитату из Франкла я прочла в 203 номере газеты "Суть времени" (статья «О коммунизме и марксизме — 61»)
И в той же статье цитата из Фромма: «Состояние обычной нормальной скуки, как правило, человеком не осознается. Многие люди умудряются найти ей компенсацию, сознательно стремясь в суете сует утопить свою тоску. Восемь часов в сутки они заняты тем, чтобы заработать себе на жизнь, когда после окончания работы возникает угроза осознания своей скуки, они находят десятки способов, чтобы этого не допустить: это выпивка, телеэкран, автомобиль, вечеринки, секс и даже наркотики. Наконец, наступает ночь, и естественная потребность в сне успешно завершает день. Можно сказать, что сегодня одна из целей человека состоит в том, чтобы убежать от собственной скуки».

Скука… Не зная и (или) не имея возможности правильно (кстати, «правильно» - это как?) распорядиться своим свободным временем, человек испытывает состояние неполноты жизни и готов бежать от него в суррогатные методы восполнения этой неполноты. Но от скуки ли на самом деле бежит человек? Я считаю, что, скорее, от одиночества. Потому что скука – это следствие одиночества. При этом под одиночеством я понимаю не одинокость (отсутствие семьи и друзей), а внутренне ощущение человеком непонятости и невостребованности себя миром, осознание бессмысленности своего существования, ущербности бытия. Это ощущение очень болезненно для человека и он жадно заглатывает любые «обезболивающие» (алкоголь, зависание в интернете, компьютерные игры и т.д), ему кажется, что, проводя свой досуг «как все», он убежит от одиночества.

Тот же Эрих Фром в книге «Бегство от свободы» пишет, что "нормальным" человеком считается тот, кто приспособился к обществу, и отмечает, что эта приспособляемость зачастую бывает достигнута за счет отказа от своего истинного Я, от своих здоровых идеалов и ценностей в пользу отнюдь не столь здоровых стандартов социума. А тот, кто не захотел отказаться от себя и вступил в нелёгкую борьбу за свою личность, в больном обществе считается, мягко говоря, не вполне нормальным.

Бегство от свободы и бегство от одиночества – это, если не одно и то же, то очень близко.
Увы, мир устроен так, что, сделав шаг из несвободы, выйдя за рамки привычных правил, ты моментально оказываешься лицом к лицу с одиночеством, натыкаешься на его ледяной взгляд. Бежать обратно в несвободу? Многие так и делают. Но ведь не все. Тот, кто по-настоящему ощутил запах свободы, уже не захочет от него отказаться. Но что противопоставить парализующему взгляду одиночества? Жар своей искренности и любви? Но ведь это просто красивые слова, которые легко произнести, но не так легко осуществить, - ведь существование в несовершенном мире нанесло твоей искренности и любви травму, залечить которую тебе одному не под силу.

Вернемся теперь к высказыванию Шопенгауэра: «…человечество, по-видимому, обречено вечно колебаться между двумя крайностями — нуждой и скукой». Я бы перефразировала это так: «Человек вынужден вечно колебаться между несвободой и одиночеством».

Итак, одиночество неотрывно, ни разу не моргнув, смотрит на тебя и явно намеревается тебя пожрать. И тут мне вспоминается старый советский мультик про Крошку-Енота, - про то, как его пугало собственное отражение в воде, а потом он по совету мамы просто улыбнулся ему и, конечно же, оно улыбнулось в ответ, сразу перестав быть страшным. Так что же, улыбнуться своему одиночеству (а оно ведь просто наше отражение)? Оно улыбнется в ответ и… Подружиться со своим одиночеством, стать с ним «на ты», сжиться с ним и вместе противостоять несовершенному миру. Да, возможно, это выход. Но я так не хочу! Я хочу быть с людьми, хочу ощущать с ними духовную связь.

Каждый вторник я хожу в клуб, где мы обсуждаем хорошие книги и фильмы, читаем стихи. Мы много говорим и о свободе, и об одиночестве, и много ещё о чём. Я слушаю, что говорят люди, пытаюсь понять, что их на самом деле волнует. А больше всего я люблю смотреть на их лица - они такие разные, но все кажутся мне прекрасными! И я думаю: а зачем эти люди приходят в клуб? Они бегут одиночества? Я не знаю… Недавно была годовщина первого освобождения Ростова от фашистов. К этой дате участники клуба выпустили ролик, в котором читали стихи в память о погибших на войне красноармейцах. Они это сделали тоже в процессе бегства от одиночества? Я так не думаю.
Наш клуб называется «Восхождение». И, возможно, это действительно какое-то восхождение, а не бегство от одиночества. По крайней мере, я хочу, чтоб это было так.

Никогда не сдавайтесь ни одиночеству, ни несвободе – этим главным врагам рода человеческого. И, даже если искренность и любовь по причине тяжелого ранения не в состоянии полноценно противостоять врагу, ощутите в себе всепобеждающую жажду настоящей жизни и обопритесь на неё. Не сдавайтесь!


Виктор Эмиль Франкл (1905-1997) — австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря.
Эрих Зелигманн Фромм (1900-1980) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик.
Артур Шопенгауэр (1788-1860) — немецкий философ.


Tags: Восхождение, гуманизм, общество, одиночество, свобода, человек
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments