invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Не мир я вам принес, но меч



Как совместить коммунистические и христианские ценности? Возможно ли это? Этот вопрос волновал меня давно. У меня есть друзья, которым близки одновременно коммунистические и христианские идеалы. Но одно дело общение с друзьями, а другое дело найти глобальные общие точки соприкосновения.

Безусловно, есть фундаментальные гуманистические идеалы, являющиеся святыми и для христианина и для коммуниста, например, справедливость или братство. Однако я считала, что верующий человек если и способен на борьбу, то только на борьбу с «за веру» (как это было, например, во время крестовых походов) или на борьбу за изменение самой христианской церкви (вспомним жестокие религиозные войны католиков и протестантов).
Но на революционную борьбу за глобальное изменение существующего социального порядка – на это христиане не способны, думала я. Ведь религия учит их смирению: всё в руках Господа, всё по воле Бога, и человеку негоже вмешиваться в божий промысел. Человек не должен восставать против существующих порядков, он должен покорно терпеть все тяготы судьбы, не роптать, избегать дурных поступков, думать о Боге – и тогда, наверное, после смерти его ждет райское блаженство. Я думала так, и нельзя сказать, что я была совсем не права. Действительно, религия в большой своей части учит смирению и покорности. Она обещает награду за эту покорность в небесном царстве, и человек утешается, зная об этой награде.

Однако не только этому учит христианская религия. Она учит тому, что в каждом человеке есть искра божья. Но всегда ли человек способен проявить эту «искру божью», живя в мире несправедливости, неравенства, насилия, фальши? Нет, будучи задавленным (и даже не так важно чем: тяжелым физическим трудом на эксплуататора, как это было в XIX веке, или вечной погоней за вещами, как это происходит в современном обществе потребления), человек не может раскрыть в себе «божью искру», т.е., говоря светским языком, свой истинно человеческий творческий потенциал.

Иисус Христос учил, что надо возлюбить ближнего своего, как себя самого. Но можно ли, возлюбив ближнего и видя, что этот ближний не живет, а влачит жалкое существование задавленного скота, остаться равнодушным? Можно ли смиренно терпеть это?

Привержены теологии освобождения всегда однозначно отвечали на этот вопрос «нет» и делами подтверждали эту позицию. Религиозные деятели Камило Рестрепо, Антонио Карденаль, Сальвадор Ромеро, Леонардо Бофф и др. были также и революционными деятелями, они посвятили свои жизни революционной борьбе и пошли на смерть за свои идеалы. Я прочла о них в статье «О коммунизме и марксизме — 53» (всем рекомендую ознакомиться!). Их высказывания и их судьбы потрясли меня!

«...силы олигархии, возможно, даже одержат кратковременную победу, однако наш народ заявит о себе и рано или поздно победит. Новое общество грядет, и его время наступит. В сердце сальвадорского народа всегда должно гореть пламя социальной справедливости».
Архиепископ Сальвадора Оскар Ромеро


В соборе во время похорон Оскара Ромеро

«...обязанность каждого христианина — быть революционером. Обязанность каждого революционера — вершить РЕВОЛЮЦИЮ! Мой долг как священника — сделать всё, чтобы люди встретились с Богом, а для этого самый эффективный путь — сделать так, чтобы люди служили народу по совести».
Колумбийский римско-католический священник Камило Торрес Рестрепо


Камило Торрес Рестрепо

«Маркс помог нам понять, что действия религиозного характера не ограничиваются только религиозным аспектом. Они включают и политический, и экономический, и идеологический уровни».
Бразильский теолог и социолог, францисканский монах Леонардо Бофф


Леонардо Бофф


Своими жизнями эти люди доказали, что религия – это не обязательно смирение и покорность. Религия может вдохновлять людей на борьбу против мировой несправедливости, против всего, что не дает разгореться в человеке «божьей искре». И я уверенна, что именно это возгорание и есть преодоление человеком всех форм отчуждения, о котором говорил Карл Маркс. Выходит, у религии и коммунизма куда больше общего, чем это может показаться на первый поверхностный взгляд. И, выходит, религия способна не только утешать, но и призывать людей на революционную борьбу с несправедливостью.

И, кстати, если вы думаете, что самый главный теоретик коммунизма Карл Маркс говорил только о снятии эксплуатации, построении бесклассового общества и принципе распределения "от каждого по способностям каждому по потребностям", вы сильно ошибаетесь! Маркс говорил о Человеке. Вот в чем он видел истинную цель построения коммунизма:
"...действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом".(Маркс. Экономическо-философские рукописи 1844 года, часть «Коммунизм» // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е, Т. 42, стр. 114, 116)

А что же говорил сам Иисус Христос?
Иисус Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир пришел Я принести, но меч» (Евангелие от Матфея, гл.10).
Эти слова очень важны для христиан-революционеров. Важны они и для меня. Не будучи верующим человеком, я, тем не менее, не могу отрицать огромного влияния на нашу культуру христианских ценностей, Священного писания, фигуры Иисуса. И вот я думаю: что же он хотел сказать этим «не мир пришел Я принести, но меч»? Ведь, конечно, не то, что мир на земле не нужен, а нужна война. Нет, Иисус Христос хотел мира, причем мира справедливого. Но он не желал, чтобы этот мир был дан людям за просто так, чтоб сами они ничего не сделали ради него. За справедливый мир надо бороться, человек вполне способен на это, и сам Иисус Христос вкладывает в его руку меч для этой священной борьбы.

Однако, можно понимать высказывание Иисуса про меч и несколько другим способом. Меч – не как орудие борьбы, а как орудие, разрубающее связь со старым миром. Освободиться от прежних порядков во имя новых, решительно обрубить все концы – вот зачем принес человеку меч Иисус Христос.

Впрочем, первое и второе толкования не противоречат друг другу. Обруби мечом связь со старым миром несправедливости, борись мечом за новый мир, защищай мечом свои идеалы высшей Справедливости. Но ведь это похоже на логику революционной борьбы, не правда ли? Думаю, именно так понимают свой христианский долг революционные деятели теологии освобождения, в этом для них смысл жизни.

И ведь, в сущности, не так важно, верит человек в Бога или нет. Куда важнее, готов ли он в каждом человеке увидеть искру божью (светский человек назовет это харизмой, творческим потенциалом или как-нибудь ещё – не важно). И не менее важно, готов ли человек бороться за мир, в котором «божьи искры» будут ярко гореть во всех людях, образуя все вместе единый Огонь, который всё человечество согреет и всем осветит путь в будущее.

Tags: коммунизм, революция, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments