invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Творчество Петрова-Водкина как новое направление в искусстве



Творчество художника Петрова-Водкина, наверное, известно каждому. Особенно известна его картина «Купание красного коня». Эта картина написана ещё в дореволюционный период, в 1912 году.
Обнаженный юноша на алом коне...Сене-зелёная вода... Есть что-то завораживающее в этой картине. Мощь и красота животного. Красота и ещё несвершенная, ещё хрупкая, но жаждущая свершения мужественность мальчика. Жизнь, не имеющая начала и конца.

А это «1918 год в Петрограде» - уже после Революции.

К. С. Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. 1920 г.

Фоном - послереволюционный Петроград, вступающий в новую эпоху, одновременно растерянный и обнадёженный, в будничной суете сам не осознающий величия происходящего. А на переднем плане женщина с иконописными чертами с ребёнком на руках - ни дать ни взять мадонна с младенцем, возвышающаяся над всякой суетой, но совсем не надменная в своем возвышении, а совсем простая, живая, родная. И опять за всем этим - жизнь, не имеющая начала и конца.

Смотря на картины Петрова-Водкина – как дореволюционные, так и послереволюционные, я думаю о развитии русской живописи в XX веке и, в частности, о развитии живописи советской.
При словах «советское искусство» первыми мне приходят в голову два направления: русский авангард (модернизм) и социалистический реализм. Можно ли отнести творчество Петрова-Водкина к одному из них? А, может, его стиль совсем не «советский», а скорее тяготеет к декадансу «Серебряного века»? Или Петров-Водкин по сути был создателем совершенно нового направления, до сих пор не вписывающего в привычные рамки?
Прежде, чем отвечать на эти вопросы, я хочу сказать несколько слов об общеевропейских социокультурных процессах, повлиявших на развитие искусства XX века (как русского, так и европейского).

Не так давно я писала о модернизме: о его философском и идейном содержании и о некоторых течениях этого направления в искусстве.
Истоки модернизма
Модернизм: идейное содержание
Направления модернизма
Направления модернизма-2

Сначала кратенько (ну совсем кратенько) перескажу свои основные мысли.
Социокультурный кризис европейской буржуазной цивилизации, нараставший не одно десятилетие, к началу XX века проявился в полной мере. Оптимизм проекта Модерн поубавился, вера в торжество Разума и Прогресса оказалась подточена. И, конечно, люди творческих профессий не могли оставаться в стороне от перемен, происходящих в духовной ситуации эпохи: художник всегда тонко чувствует настроения своего времени. Потеря прежних ценностей и ориентиров, осознание общего кризиса культуры отразились в творчестве художников периода декаданса. Не были исключением и русские художники.
Но мало осознать кризис – надо искать пути выхода из него. Именно этим в начале XX века занимались представители следующего (после декаданса) направления искусства – модернисты П.Пикассо, Ж.Брак, П.Клее, О.Кошак, В.Кандинский, П.Мондриан, К.Малевич и др. Невозможность действовать прежними методами, растерянность, поиски новых смыслов и новых путей художественного отображения действительности – все это проявилось в их творчестве. Когда я сталкиваюсь с образцами модернизма в искусстве, они всегда рождают у меня противоречивые чувства: странную и волнующую смесь безнадежности и надежды, победы и поражения. В произведениях этого стиля – будь то картина, роман или музыкальное произведение, несмотря на революционные устремления, в той или иной степени ощущается безысходность. И, при всей своей любви к модернизму, я не могу не признать: он, рождаясь из революционной попытки преодоления декаданса, сохранил декадансный кризисный характер, и именно в силу этого, как мне представляется, не получил полноценного развития и захлебнулся к середине XX века.


Ну а как насчет модернизма в России? У нас всё было точно так же, как в Европе? И да и нет. С одной стороны, были общие черты: революционный порыв, поиски новизны, кризисный характер.
Но развитие модернизма в России, безусловно, имело свои особенности. Революция послужила толчком для его расцвета: в первые послереволюционные годы появляется много художественных творческих объединений модернисткой направленности, происходит процесс жанровых исканий. Однако, я считаю, что и в России модернизм не смог найти полноценных путей выхода из кризиса искусства. Повлияло на это и то, что с середины 20-х годов модернизм в СССР теснился «сверху», поддержку со стороны партии и правительства получило другое направление искусства – социалистический реализм. Но, наряду с этим, модернизм стал пробуксовывать из-за неспособности справиться со своими внутренними противоречиями, избавиться от декадансных настроений, осуществить полноценный революционный прорыв.
Что касается соцреализма, то он, безусловно, родил много настоящих шедевров, но, всё же, как я считаю, тоже не смог указать принципиально новый путь развития живописи и искусства в целом. Он, скорее, оперся на старую традицию реализма, пусть и переосмыслив её, но не дав исчерпывающего ответа на то, каким должно быть новое советское искусство.

Но, если не модернизм и не соцреализм – тогда что могло стать новой ступенью развития советского, русского, да и мирового искусства? Я считаю, что именно в творчестве Петрова-Водкина можно найти ответ на этот вопрос. Когда я смотрю на его картины, мне сложно отнести их к какому-то одному стилю. Что это: декаданс, модернизм, соцреализм? Произведения Петрова-Водкина символичны и одновременно реалистичны, и в них сочетается устремленность в будущее и апелляция к чему-то вечному, вневременному. Стилизованность лиц на картинах художника вызывает ассоциации с иконами. Сочетания цветов и композиция многих работ близки авангардному стилю. Сюжеты позволяют говорить о внимании художника к повседневной жизни, к реальным событиям и персоналиям.

Если расчленять его произведения на составляющие, то в них можно найти элементы, относящиеся к разным направлениям. Но стоит ли производить такое расчленение? Любая картина Петрова-Водкина – это целостный феномен - не эклектичный, а синтетичный. При этом в нем нет ни намека на постмодернизм с его бессмысленной насмешкой над всеми предыдущими стилями, направлениями и жанрами и неспособностью произвести ничего, кроме этой несостоятельной насмешки. В творчестве Петрова-Водкина явственно видна настоящая новизна – без декадансной вычурности и безысходности, без модернистской чрезмерной бескомпромиссности и без конформизма, которым зачастую грешил соцреализм.
И, безусловно, в творчестве художника сильна утопическая составляющая. При этом слово «утопическая» я употребляю не в отрицательном смысле (как признак чего-то бесплотного и бесполезного), а, напротив, в положительном (как мечту о Будущем, зажигающую людские умы и сердца). Если же говорить о философских основаниях, лежащих в основе его творчества, то я бы определила их как философию русского космизма. В картинах Петрова-Водкина я вижу отражение идей гармонии человека и мира, соборности, связи прошлого, настоящего и будущего.


К. С. Петров-Водкин - Юность (Поцелуй) 1913


К. С. Петров-Водкин. Полдень. Лето. 1917 г.


К. С. Петров-Водкин. Селёдка. 1918 г.


К. С. Петров-Водкин. Тревога. 1919 г.


К. С. Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1925 г.


К. С. Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928 г.


Но если всё-таки непременно попробовать отнести творчество Петрова-Водкина к определенному стилю, я бы сказала, что это модернизм; вернее, это такая, не имеющая названия, ветка модернизма, в которой весь стиль мог бы получить дальнейшее полноценное развитие, избавиться, наконец, от декаданского бремени, - именно благодаря своей мощной утопической составляющей, выстраиванию связи времен, устремленности в Будущее с опорой на эту связь.

А, возможно, Петрова-Водкина и не стоит непременно привязывать к какому-либо известному стилю? Возможно, его творчество – это совершенно особый стиль в искусстве – не названный и до сих пор неоцененный в полной мере, который способен указать современному искусству выход из постмодернистского тупика.

P.S Желающим лучше познакомиться с творчеством Петрова-Водкина рекомендую статьи Владимира Петрова:
https://gazeta.eot.su/article/desovetizaciya-zhivopisi-x
https://gazeta.eot.su/article/desovetizaciya-zhivopisi-xi


Tags: Петров-Водкин, живопись, искусство, культура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments