invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Направления модернизма-2


Д.Бурлюк "Головы на пляже"

Модернизм... Как это было смело и необычно! Недаром даже сейчас, спустя столетие, произведения художников и поэтов модернистских направлений вызывают неоднозначную реакцию и горячие споры. Кто-то восхищается. Кто-то ругает. Кто-то просто не понимает.

Это моя последняя заметочка о модернизме.
В первых двух было рассмотрено философское и идейное наполнение этого феномена.
Истоки модернизма
Модернизм: идейное содержание
В третьей - направления модернизма: фовизм, кубизм, экспрессионизм.

Продолжаем знакомиться с направлениями модернизма. Сегодня меню такое: футуризм, абстракционизм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм

Футуризм
Футуризм (от лат. Futurum – будущее) – направление в искусстве и литературе начала XX в., характеризующееся презрительным отношением к прошлому, восторгом перед технократической цивилизацией. В «Учредительном манифесте футуризма», опубликованном в 1909 г. говорилось: «Гоночный автомобиль, капот которого украшен трубами, подобно бурно дышашим змеям, ревущий автомобиль, который кажется мчащимся среди картечи, прекраснее Победы Самофракийской…».
Наибольшее развитие направление получило в Италии и России. Основоположниками футуризма были Маринетти, Балла, Боччони, Руссоло, Карло Карра, Джино Северини. Первая выставка художников-футуристов ссотоялась в Париже в 1912 году.
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк в своей имении-колонии футуристов «Гилея» сплотил вокруг себя разных и очень ярких личностей: Маяковского, Хлебникова, Кручёных, Елены Гуро и др. Футуристы воспевали эстетику разрушения, они воспринимали войны и революции как омолаживающие силы одряхлевшего мира. Поэты-футуристы придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Художники-футуристы пытались передать скорость, движение, энергию: их композиции пропитаны внутренней силой, фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности.
Футуризм породил множество иных направлений и школ: имажинизм (Есенин, Мариенгоф), конструктивизм (Сельвинский, Луговский), ОБЭРИУ - Объединение Реального Искусства (Хармс, Заболоцкий, Введенский), кубофутуризм в изобразительном искусстве (Малевич, Бурлюк, Богомазов),


Богомазов "Трамвай" 1914


Экстер "Флоренция" 1915

Абстракционизм и супрематизм
Абстракционизм – направление в искусстве, характеризующееся полным отходом от предметности. Основоположником абстракционизма является В.Кандинский, а первым абстрактным произведением – его акварель, написанная в 1910 г. В 1911 г. Кандинский издает в Мюнхене книгу «О духовном в искусстве», в которой подводит под абстракционизм теоретические основания. Целью искусства он провозглашает не изображение реальности, а самовыражение художника.
«Композиции» и «Импрессии» Кандинского притягивают взгляд ритмическими и как будто на глазах меняющимися цветоформами, наполненными внутренней динамикой колоритом и композицией.
Наряду с Кандинским, основоположником абстракционизма считается голландский живописец Пит Мондриан. Мондриан считал главной задачей художника устранение из живописи эмоционального начала. Его картины представляют собой комбинации вертикальных и горизонтальных линий, пересекающихся под прямым углом.
В 1913 г. в рамках абстрактного искусства возникает направление, названное супрематизм (от фр. «господство», «превосходство»). Его основателем является К.Малевич, написавший в 1913 г. знаменитый «Черный квадрат». Супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. Малейшие намеки на окружающую предметную действительность исключены. В 1919 г. Малевичем и его учениками была создана группа УНОВИС (Утвердители нового искусства), развивавшая идеи супрематизма. В дальнейшем эти идеи нашли свое воплощение в архитектуре, дизайне, сценографии.


Кандинский "Композиция IX" 1936


Мондриан "Буги-вуги на Бродвее" 1943

Дадаизм и сюрреализм
Сюрреализм – направление в литературе и искусстве, сложившееся в 20-е годы XX в. Но его истоки следует искать раньше – в дадаизме, движением в искусстве, существовавшем в 1916-1922 гг. Название направлению дал его идеолог поэт Тристан Цара, говоривший, что само по себе слово «дада» ничего не означает. Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность и абсурдность существования. Главной идеей дадаизма было разрушение какой бы то ни было эстетики, полное отрицание любых смыслов. В изобразительном искусстве наиболее распространенными формами творчества дадаистов были коллаж (создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу кусочков разнообразных материалов) и инсталляция (пространственные комбинации из предметов).
Наследником дадаизма стал сюрреализм (от фр. Surrealisme – сверхреализм). Философскими основаниями сюрреализма были идеи А. Шопенгаура о неком иррациональном начале («воле») и А. Бергсона об интуиции, но особенной популярностью в среде сюрреалистов пользовалось учение З.Фрейда об иррациональных аспектах человеческой психики, о тайнах бессознательного. Первым сюрреалистическим сочинением стала книга Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля». В 1924 г. был опубликован «Первый манифест сюрреалистов».
Сюрреализм быстро распространился на изобразительное искусство. Первая выставка художников-сюрреалистов, состоявшаяся в 1925 г. в Париже, объединила Джоржде де Кирико, Пауля Клее, Маркса Эрнста, Хуано Миро и Пабло Пикассо. Всеми этими столь разными художниками двигала одна цель: проникнуть в состояния психики, не сдерживаемые разумом. Приемом художественного творчества сюрреалистов стало соединение несоединимого, перетекание предметов из одной формы в другую.
Ярким представителем сюрреализма является Сальвадор Дали. В картинах Дали предметы как бы пропущенны через призму подсознания, образы просвечивают друг через друга, несовместимые реальности сталкиваются и рождают новую невозможную реальность. Все творчество Дали да и сама его жизнь – иррациональный эксперимент, существование на грани безумия.
Сюрреализм стал кульминацией модернизма. Он просуществовал до 60-х годов XX века и оказал влияние на многие последующие направления искусства новой эпохи постмодерна.


Дали "Мягкая конструкция с варёными бобами" ("Предчувствие гражданской войны") 1936

Рассмотрев основные направления модернизма, мы видим, как не похожи они друг на друга: разные художественные приемы, разное восприятие мира… И всё же, когда я сталкиваюсь с модернистскими течениями в искусстве и литературе, они все рождают у меня похожее чувство: странную смесь растерянности и надежды, восторга и боли, поражения и победы, восхищения высоким мастерством и разочарования излишней эпатажностью. Это общее чувство и позволяет безошибочно отнести такие разные направления в искусстве первой половины XX века к одному общему стилю – модернизм.

Модернизм – очень противоречивое и неоднозначное явление культуры. Оно изначально родилось из осознания кризиса и во всех своих проявлениях сохраняло кризисный характер.
Возможно, модернисты сами до конца не верили в то, что из их революционного поиска может родиться новое, наполненное глубоким содержанием искусство? Такое впечатление, что зачастую они действовали, как будто заранее зная, что их действия не приведут к настоящему обновлению искусства: в их произведениях – будь то картина, роман или музыкальное произведение, несмотря на революционные устремления, ощущается некая безысходность. Но всё-таки они продолжали попытки – мужественно и в то же время наивно – в этом их пафос и утопизм. Осознавая тупиковую абсурдность мира, они сохраняли силу духа, не выпячивая её напоказ. Их искусство несло в себе огромный потенциал, которому не суждено было в полной мере реализоваться, и в этой заведомой нереализованности есть что-то притягательное. И всё же модернизм не сравнить с постмодерном. Постмодерн - это как стрельба холостыми залпами: привлекает внимание шумовым эффектом, и не более того. Залпы модернизма явно не были холостыми. Но вот в цель они не попали. А почему? Я считаю, модернисты, будучи порождением своего времени – времени остывания прежних идеалов – просто недооценили себя; они сдались, даже не вступив в борьбу по-настоящему.
Удалось ли модернистам создать некий, объединяющий все течения стиль эпохи? Думаю, ответ на этот вопрос - и да и нет – противоречив, как сам модернизм. Было создано нечто, что можно назвать уходом от буржуазного мира с его правилами и моралью и одновременно попыткой создания новой художественной реальности. Я думаю, что изначальное понимание бесполезности бегства от действительности и нежелание по-настоящему задаваться вопросом «куда бежать?» не дало стилю закрепиться и оформится в полной мере. И всё же, как смела и прекрасна была попытка!


Для тех, кто хочет узнать о модернизме больше, рекомендую следующую литературу:
История искусств: учебное пособие / коллектив авторов; под науч. ред. Г.В. Драча, Т.С. Паниотовой. – М.: КНОРУС, 2012
Ивлиус В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе. - М.: Знание, 1988
Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. – 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1980
Малахов Н.Я. Модернизм. Критический очерк/Под ред. В.В.Ванселова. - М.: Изобраз. искусство», 1986
Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству – изд. 3-е., доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006
Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. - М.: Изд-во МГУ, 1993

Tags: искусство, культура, модернизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments