invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Истоки модернизма


Пикассо "Кирпичный завод в Тортосе", 1909
стиль: кубизм


Модерниизм в искусстве - интересное, неоднозначное явление. "Я не понимаю, что тут нарисовано", - мне нередко приходилось слышать это в адрес какой-нибудь картины Пикассо или Кандинского. А зачастую ещё откровеннее: "Фигня какая-то. Я такое за 5 минут намалюю". Нередко модернизм путают с постмодернизмом и... ругают на чём свет стоит, обвиняя в разрушении классического искусства.
Но что же такое модернизм на самом деле? Почему он появился? Попробуем разобраться.

Модернизм – общее название направлений в искусстве и литературе первой половины XX века, характеризующееся кризисным характером, разрывом с традициями, поиском новых форм и методов художественного познания. Сам термин «модернизм» в ряде европейских языков означает «модный», «современный», «новейший».

Социокультурный кризис буржуазной цивилизации, нараставший не одно десятилетие, к началу XX века проявился в полной мере. Просвещенческий оптимизм сошел на нет, вера в торжество гуманизма была утеряна. Ученые и философы того времени искали новые пути познания. Неклассическая физика Эйнштейна, психоанализ Фрейда и Юнга, анализ кризиса западной культуры в философских трудах Шпенглера, Ясперса, Ортеги-и-Гассета и др. заложили основу нового миропонимания.

И, конечно, люди творческих занятий не могли оставаться в стороне от перемен, происходящих в духовной ситуации эпохи: художник всегда тонко чувствует настроения своего времени. Потеря прежних ценностей и ориентиров, осознание кризиса западной культуры, невозможность действовать прежними методами, растерянность, поиски новых смыслов – все это отразилось в творчестве художников-модернистов.

Искусство модернизма не создавалось какой-то определенной группой художников - его направления возникали в разные годы, в разных странах. Но, несмотря на существенное различие направлений, модернистов объединяют общие философские основы и идейные поиски.

Хронологические рамки модернизма определить непросто. Если насчет верхней границы большинство искусствоведов и культурологов сходятся во мнении и определяют её концом 60-х годов прошлого века, то насчет нижней границы единого мнения нет. Кто-то считает началом модернизма появление кубизма (1907 г.), кто-то причисляет к модернизму появившийся незадолго до кубизма фовизм. Некоторые перемещают точку отсчета к концу XIX века и даже ещё дальше – в 70-80 гг. XIX в. и уже в символизме видят проявления модернизма.


Врубель "Демон сидящий" 1890
стиль: символизм



Хуго Симберг "Раненый ангел" 1903
стиль: символизм


Все они по-своему правы. Модернизм появился не внезапно: во многих предшествующих направлениях уже можно разглядеть его ростки. Я склонна согласиться с теми, кто ведет отсчет модернизма с кубизма. Символизм нельзя считать модернистским течением: несмотря на то, что творчество символистов носило экспериментальный характер, и ему было свойственно стремление к новаторству, символисты не были принципиально направлены против традиционного искусства, они не требовали его ниспровержения. Нельзя в полной мере причислить к модернизму и фовизм. Фовисты в поисках новых форм идут дальше символистов, они уже попирают традиции, но не рвут с действительностью, у них нет полного отрицания прежних представлений о мире. И только в кубизме, появление которого относят к 1907 г. в полной мере проявляются все черты модернизма.


Матисс "Танец" 1910
стиль: фовизм


Но всё это касается художественной стороны стиля. Если же рассматривать его философские основы, то следует обратиться к более ранним временам. Кризис духовной культуры, отчетливо появившийся на рубеже XIX-XX вв., вызревал на протяжении всего XIX века. Множество научных открытий, сделанных в эпоху Просвещения, показали человеку, что Вселенная подчиняется строгим законам, подвластным человеческому разуму. Человек ощущает себя повелителем природы, его власть ничем не ограничена. Христианское учение, долгое время определявшее систему ценностей европейской цивилизации, утрачивает свое значение. Общество теряет духовные ориентиры.

Особенно ситуация усугубилась к середине XIX века, когда в философской мысли получили распространение позитивизм, материализм, нигилизм – направления, которые утверждали преобладание физиологии над душой, материи над духом. Всё это к 50-70 гг. привело к началу всеобъемлющего духовного кризиса эпохи. Как попытка выбраться из этого кризиса, появляются учения, в которых главенствующая роль отводится уже не разуму, а неким иррациональным началам. Артур Шопенгауэр считал, что мир невозможно постигнуть научными рационалистическими методами, и только интуитивные методы искусства могут проникать в тайны бытия. Не верил во всеобъемлющую силу разума и Серен Кьеркегор, выдвигавший на первый план экзистенциальное начало.

Несколько позже Ницше высказал идею смерти бога как итог двух тысячелетий человеческой культуры. По мнению Ницше, отказавшись от бога в пользу чистой рациональности, человечество потеряло смысл существования, и вновь обрести этот смысл возможно только создав «сверхчеловека», способного нести в себе новую мораль, новые цели и смыслы. Искусство, по мнению Ницше, должно гармонично сочетать в себе аполлоновское и дионисийское начала, перекос в сторону первого приводит к умиранию творчества: на чистой рассудочности искусство (да и сама культура) существовать не может – необходима подпитка живыми природными силами.

Идеи этих философов оказали большое влияние на формирование новых представлений о мире и человеке в культуре следующего, XX века.


Кандинский "Композиция VIII", 1923
стиль: абстракционизм (модернизм)

Еще одним важным фактором, формирующим новое мировоззрение, было возникновение неклассической науки. Николай Лобачевский создал неевклидову геометрию, перевернувшую прежние представления о линейности и трехмерности пространства. Альберт Эйнштейн разработал теорию относительности, которая изменила понимание сущности пространства и времени. Геометрия Лобачевского, теория относительности, разработки в области квантовой теории, открытия в области радиоактивности меняли все устоявшиеся представления об устройстве Вселенной.
Также изменению мировоззрения способствовало развитие психоанализа. Воззрения Зигмунда Фрейда на природу человека, оказали значительное влияние не только на психологию, но и на социологию, антропологию, философию, а также на литературу и искусство.

Все эти перемены, произошедшие в мировоззрении человека за вторую половину XIX века, достигли апогея в первой половине XX в. Складывается целое философское направление, которое можно охарактеризовать как философию осознания кризиса. Шпенглер, Ясперс, Ортега-и-Гассет, Хейзинга, - все пишут о необратимых изменениях в духовной картине мира, разрыве с традициями, утрате прежних ориентиров.
Эти мировоззренческие настроения не могли не найти отражения в искусстве. Художники начинают поиски новых духовных оснований своего творчества, они отвергают реальность, которая представляется им устаревшей, и, вглядываясь в свой внутренний мир, творят из него новую реальность.

У философов XX века было разное отношение к происходящим в искусстве процессам. Ортега-и-Гассет в своей работе «Дегуманизация искусства», прослеживая разницу между старым и новым, говорит о тенденции «очищения» искусства, о вытеснении из него человеческого начала (он называет этот процесс «дегуманизацией»). Ортегу-и-Гассета не пугает эта тенденция, он считает закономерным желание новой эпохи определить четкие границы между жизнью и искусством. «Поэт начинается там, где кончается человек», - утверждает он. Ортега-и-Гассет призывает решительно рвать с традициями, а иначе, по его мнению, традиции задушат новаторство. С другой стороны, он обращает внимание и на другую сторону медали: бороться с традициями в искусстве – значит, бороться с самим искусством и, в конечном счете, со всей культурой. «Не поднимается ли в сердцах европейцев непостижимая злоба против собственной исторической сущности?» - задается он вопросом. И, я считаю, в этом Ортега-и-Гассет абсолютно прав. Европейский человек начала XX в. понимает, что что-то пошло не так, что-то случилось с социокультурным развитием западной цивилизации, и он восстает против существующего положения вещей, пытается обрести новые смыслы не просто путем бегства от действительности, но путем создания новой действительности, не похожей на прежнюю – в частности, это ярко проявляется в самых разных течениях модернизма.

Сходную точку зрения на искусство высказывает Й.Хейзинга в работе «В тени завтрашнего дня». Он обращает внимание на отрыв эстетики от природы, от реальности. Раньше искусство было отражением природы, пропущенным через призму человеческого разума. Искусство XX века теряет связь с обычными формами познания, художник пытается выразить то, что неподвластно мышлению, он больше не опирается на средства логического выражения, а переходит в область иррационального, удаляется от разума. Хейзинга предостерегает от полного торжества иррационализма: «ослабление всех связей с разумом и природой открывает в искусство двери любым эксцессам и всяческому вырождению».

Несколько иной взгляд на процессы, происходящие в искусстве первой половины XX века у В. Вейдле. В работе «Умирание искусства» он анализирует кризис западной культуры с христианских позиций. Вейдле рассматривает все области искусства и отмечает общую черту: исчезновение у художника способности к вымыслу. Искусство уходит корнями в религию, и разрыв с религиозной одухотворенностью приводит, по мнению Вейдле, к упадку. Отказываясь от творца в себе, художник перестает верить в истинность творимого, он увязает в бесплодных поисках самого себя. «Вся правда о человеке – полуправда, если она не включает ту высшую правду, что мы называем вымыслом», - пишет Вейдле.

Несмотря на разницу во взглядах, все философы второй половины XIX – первой половины XX века говорили о кризисе культуры и, в частности, искусства. В целом для нового философского миропонимания характерны восприятие мира как враждебного человеку хаоса, разрушение гуманистических ценностей, неверие в саму идею исторического прогресса. Утверждение непознаваемости, хаотичности, абсурдности мира меняют и общие представления о человеке. Образ человека, уверенного в силе своего разума, меняется на образ слабого человека, не способного осмыслить законы бытия и вынужденного существовать во враждебном абсурдном мире. Это новое мироощущение в полной мере отразилось в творчестве представителей разных направлений модернизма.

продолжение завтра


Tags: искусство, культура, модернизм

Recent Posts from This Journal

  • Фотоувеличение бытия

    Вчера на нашем киноклубе мы посмотрели фильм Микеланджио Антониони "Фотоувеличение". Погрузились в атмосферу Лондона 60-х годов прошлого века,…

  • «Массовые действа» в СССР

    При словах «массовое действо в СССР» многим, скорее всего, придут в голову демонстрации, которые устраивались по всей стране на 7 ноября и 1…

  • Герман Гессе - писатель и философ

    Творчество Гессе условно можно разделить на два периода – до и после Первой Мирово войны. Произведения первого периода, безусловно, полны…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments