invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Жертвоприношение. Спасение мира и себя



"Жертвоприношение" Тарковского. Странноватый фильм. Мне он, хоть и понравился, но местами показался вымороченным. И постоянно возникали ассоциации с Бергманом... То есть казалось, что Тарковский отчасти подражает Бергману. И было слегка досадно: а зачем подражает, он ведь и сам может ничуть не хуже, но по-своему. Скорее всего, это "подражение Бергманы" существует лишь в моей фантазии. Но, отдавая себе в этом отчет, я всё-таки не могла отделаться от этой раздражающей меня фантазии.

Я не увидела в фильме ничего русского - он чисто европейский. Вот разве что за исключением завершающих проговариваемых (а не только написанных) титров: "Фильм посвящается моему сыну Андрюше". И вот этот "Андрюша" - это было, разумеется, совсем по-русски. Но всё остальное нет. Впрочем, что не помешало мне фильм как следует прочувствовать: ведь русская культура не отделяется от культуры европейской непреодолимой стеной. Я воспринимаю как своих, родных и Байрона, и Германа Гессе и Жан-Поль Сартра и... того же Бергмана.
И всё же было мне удивительно: предыдущий фильм Тарковского, который я смотрела - "Зеркало" - такой русский-русский. А этот совсем не русский. Впрочем, Тарковский снимал его в эмиграции (и это его последний фильм).

Герой фильма "Жертвоприношение" спасает мир от. Он делает это в одиночку - не опираясь на других, а, значит, не опираясь на мир. А можно ли спасти мир, не опираясь на него? Даже ценой индивидуальной жертвы... Впрочем, всё же у героя есть ниточки, связывающие его с миром: любимый дом и любимый сын. Он готов отдать самое родное ради спасения мира - в этом и есть его жертва. Да и жертва ли это? Герой что-то обещает отдать за спасение мира, сам себе не веря до конца. Мир оказывается спасен. И уже по факту спасения герой отдает то, что обещал. Жертва ради чего-то или плата за что-то? Это ведь разные вещи, верно? Потому и мир оказывается спасен как-то формально. А герой оказывается одинок - впрочем, он таким и был. И только сын героя оставляет надежду на Будущее, на то, что в мире что-то измениться по-настоящему. "Фильм посвящается моему сыну Андрюше"...

Герой фильма "Зеркало" тоже одинок. И он спасает себя - не физически, духовно. Но он делает это через других. Он мучительно простраивает связи с человечеством. В этой муке тоже есть жертвенность, но есть и спасение. Спасение себя... Ведь и мир нельзя спасти, не спася себя. А спасти себя невозможно без ощущения родства с миром, с другими людьми. Обрести родное ради спасения себя. Забыть в муках этого обретения о себе, о своем спасении, раствориться в других, отдать себя (вот она, жертва!) и, обретя родное, вдруг чудесным образом вновь обрести себя самого и спастись.

Фильмы "Жертвоприношение" и "Зеркало" разные - как русский и европеец. И в то же время они перекликаются, как русская и европейская культуры.

Мир и Человек. Жизнь, смерть, любовь. Это слова, за которыми всегда стоит что-то самое главное, чего не ухватишь за хвост, не выскажешь в словах. Изменчивая тень, отражение в дрожащей воде. Отражение и тень чего? Возможно, вечности?


</div>
Tags: Тарковский, кино, киноклуб
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments