invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Россия: противодействие американским СМИ



В США — при всех межпартийных противоречиях — есть стратегический элитный консенсус по вопросу о том, что никто в мире не должен усомниться в абсолютности американской гегемонии


предыдущие статьи цикла:
1. Американское доминирование: подавление через вовлечение
2. США: новые механизмы глобального управления
3. Кто владеет СМИ - владеет миром?
4. Вовлекай и подавляй - концепция США
5. Кибершпионаж: Россия против США

28 октября 2014 г. корпорация FireEye, которая по контрактам с разведывательным сообществом США много лет занимается исследованиями кибератак и разработкой средств защиты от них, обнародовала свой очередной доклад. Доклад «APT28: окно в российский кибершпионаж?» утверждает, что одной из главных угроз для кибербезопасности США является группа хакеров, начавшая работу еще в 2007 г. Эту группу FireEye называет «Advanced Persistent Threat 28» («Развивающаяся постоянная угроза — 28») и считает особо опасной, поскольку она занимается в основном хищением важнейшей секретной информации геополитического и военно-стратегического характера.

Доклад FireEye сообщает, что APT28 состоит из высококлассных специалистов и постоянно совершенствует программное обеспечение своих хакерских операций, в том числе в закрытых и зашифрованных компьютерных сетях. Это программное обеспечение FireEye называет «сложным кибероружием, способным избегать обнаружения и попадать на компьютеры, отключенные от интернета».

FireEye утверждает, что группа APT28, скорее всего, является российской, поскольку команды в ее хакерских программах часто сформулированы на русском языке. Кроме того, FireEye подчеркивает, что «активность российских спецслужб в киберпространстве значительно возросла после того, как бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден получил в России политическое убежище».

Также 28 октября, в день выхода доклада FireEye, представитель администрации президента США Джош Эрнест сообщил о проникновении неизвестных хакеров в защищенную президентскую сеть: «Мы выявили подозрительную активность в компьютерной сети Белого дома. Сейчас идет работа по ее оценке и снижению степени риска... США делают всё возможное для того, чтобы узнать, откуда исходила данная активность».

Через два дня The New York Times написала, что расследованием проникновения в сеть Белого дома занимаются специалисты Киберкомандования США и что главная их версия — российский кибершпионаж. Однако газета подчеркивает, что хакеры «хорошо замели следы, и официальные лица пока... не могут ничего сказать с определенностью».

Но проблемы у США возникают не только в закрытой сфере «войны в киберпространстве».

Война на поле «фабрикации общественного согласия»

Как мы уже обсуждали в предыдущих частях статьи, многолетние усилия США, направленные на установление контроля над мировым медиапространством, дали очень весомые результаты. А именно — практически глобальные возможности того, что почти век назад Уолтер Липпманн назвал «фабрикацией общественного согласия». Согласия с позицией и оценками американской элиты по основным жизненно важным вопросам мировой «повестки дня».

Однако на исходе прошлого десятилетия опять-таки именно Россия начала ставить под сомнение тотальность этого американского инструмента «подавления через вовлечение».

В июне 2005 г. Россия объявила, что намерена запустить международный телеканал Russia Today («Россия сегодня»), который будет «отражать российскую позицию по главным вопросам международной политики и информировать международную аудиторию о событиях и явлениях российской жизни». Главный редактор нового телеканала Маргарита Симоньян тогда заявила: «Зарубежные СМИ не всегда адекватно отражают происходящие в России события. А это будет взгляд на мир из России. Мы не хотим менять профессиональный формат, отлаженный такими телеканалами, как BBC, CNN, Euronews. Мы хотим отразить мнение России о мире, и чтобы сама Россия была лучше видна».

10 декабря 2005 г. канал Russia Today (RT) открыл вещание. И начал быстро расширять его и по географии аудитории, и по объему, и по тематике. В начале 2010 г. заработали офис и студия RT в Нью-Йорке. В марте–июле 2012 г. на RT выходили передачи основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа The World Tomorrow («Мир завтра»). В 2013 г. RT стал первым в мире новостным телеканалом, который получил на YouTube более 1 млрд просмотров.

Сейчас передачи RT постоянно доступны 700 миллионам зрителей по всему миру. Это три круглосуточных информационных телеканала, вещающие более чем в 100 странах на английском, арабском и испанском языках, телеканал RT America, выходящий в эфир из Вашингтона, документальный канал RTД, а также видеоагентство RUPTLY, предлагающее собственные эксклюзивные материалы телеканалам всего мира.

10 октября 2014 г. президент Аргентины Кристина Киршнер и президент РФ В. Путин запустили вещание RT на испанском языке в государственной телесети Аргентины.

Уже во время войны в Закавказье в 2008 г. проамериканское глобальное медиасообщество обнаружило, что RT оказывает значимое влияние на мировое общественное мнение и заметно препятствует его тотальной «фабрикации» в нужном США ключе.

Еще более заметным это «разрушающее» влияние RT на американскую «фабрикацию согласия» стало в 2013 г., на фоне организованной США «коалиционной войны» против Сирии. Именно тогда широкий круг западных политиков, бизнесменов, экспертов и обывателей впервые (причем ссылаясь на аргументы России, которые настойчиво озвучивал канал RT) подал достаточно громкий голос против этой войны. И именно тогда американцы присвоили этому кругу протестующих против политики США ехидный ярлык «Понимающие Россию и Путина».

После прошлогодних разоблачений Сноудена глобальный авторитет проамериканских СМИ естественным образом снизился, а к мнению России на Западе (и не только на Западе) стали прислушиваться еще больше. И даже беспрецедентная военно-пропагандистская кампания проамериканских СМИ, развязанная в ходе украинской оранжевой революции, не смогла полностью заглушить в мире ни информацию RT, ни голоса растущего сообщества «понимающих Путина». Причем по мере того, как к этому сообществу присоединяется всё больше не просто влиятельных, но политически и морально авторитетных лиц, попытки ниспровергателей объяснить их пророссийскую позицию тем, что их якобы подкупили русские, оказываются всё менее убедительны.

То, что американцы и их союзники впервые встретились в своей тотальной информационной войне с реальным и серьезным сопротивлением, показывают их неадекватные — нередко буквально истеричные — реакции.

18 марта 2014 г. Google заблокировал аккаунт RT в YouTube якобы «за многочисленные и серьезные нарушения правил (обман, распространение спама, недопустимое содержание в видео)». Однако вскоре аккаунт был восстановлен, а Google объявил, что это была техническая ошибка.

29 августа 2014 г. в центре Лондона неизвестный жестоко избил на улице телеведущего RT, писателя и члена британского парламента Джорджа Гэлловэя. А в начале октября 2014 г. в том же Лондоне была (на основании обвинения в «политическом характере») запрещена уличная реклама RT.

Летом–осенью 2014 г. в статусных американских СМИ развернулись экспертные дискуссии по глобальной политике, центром которых фактически был вопрос о «понимающих Путина». Отметим, что в эти дискуссии включились крупнейшие западные эксперты и аналитики — от Збигнева Бжезинского до Генри Киссинджера, от бывшего австралийского премьера Малколма Фрейзера до бывшего посла США в Москве Майкла Макфолла.

Яркий пример — полемика между «понимающим Путина» профессором Чикагского университета Джоном Миршаймером и его оппонентами: бывшим помощником Б. Обамы по национальной безопасности, а затем послом США в Москве Майклом Макфолом и бывшим послом США по особым поручениям в администрации Б. Клинтона Стивеном Сестановичем. В этой полемике, часть которой опубликована в октябрьском номере главного американского журнала по глобальной политике Foreign Affairs, Миршаймер подробно доказывает, что в кризисе на Украине виновата экспансионистская постсоветская политика Запада и, прежде всего, настойчивое продвижение НАТО на Восток. Макфол и Сестанович отвечают, что причина кризиса — «в империалистической политике России при Путине», и что если бы НАТО не продвигалось на Восток, то «было бы еще хуже».

Сам факт такой полемики в Foreign Affairs показывает, что в США влияние России на расширение круга «понимающих Путина» воспринимают с большой тревогой. Однако упомянутая полемика — один из немногих примеров хоть как-то аргументированного диалога. В других западных изданиях и в большинстве телепрограмм при оценках российской политики и лично В. Путина уже давно в выражениях, что называется, не стесняются. А заодно не стесняются в оценках информационной политики Russia Today.

В этом смысле показательно обсуждение ситуации в международной информационной среде, которое прошло 17 октября 2014 г. в Вашингтоне, в Институте Кэннана, при участии чиновников Госдепа США и американских экспертов. «Голос Америки» привел некоторые выступления на этом форуме. Президент Freedom House Дэвид Крамер: «Пропаганда, которая исходит из Кремля и от контролируемых Кремлем новостных организаций, вызывает крайнюю обеспокоенность. Они не просто искажают информацию, они пытаются создать свою собственную реальность. Они неверно всё интерпретируют... и представляют ситуацию такой, какой она на самом деле не является. Яркий пример тому — Украина... Вся их деятельность построена на лжи и имеет очень антизападный и антиамериканский тон... что, на мой взгляд, очень опасно». Замкоординатора Бюро международных информационных программ Госдепа США Таниа Чомяк-Салви: «Мы в особенности обеспокоены... попытками руководства России ограничивать фундаментальные свободы не только для граждан России, но и для граждан соседних стран, которые получают информацию из российских СМИ... В то время как мы отвлеклись на другие глобальные вызовы... президент Путин построил огромную машину дезинформации, которая имеет глобальный охват. Мы шокированы ее наглостью и тем, какое влияние она оказывает...».

Отметим, что эти обвинения выдвигаются не только против Russia Today. Так, в США уже не раз звучали призывы блокировать «русские» интернет-ресурсы, которые «ведут всё более широкую и настойчивую кремлевскую пропаганду».

Кроме того, особое внимание проводники американской медиаполитики уделяют так называемым «новостным агрегаторам» (тематическим медиаресурсам) специализирующимся по России. Например, британский аналитик Бен Джуда (давний ненавистник России и Путина, ранее работавший в России) в начале октября 2014 г. начал атаку на старейший и очень популярный среди американских и европейских экспертов американский агрегатор новостей из России Johnson’s Russia List (JRL), обвинив его редакцию в «прокремлевских симпатиях». Бен Джуда пишет, что «с развитием украинских событий... я перестал читать JRL, потому что каждый день получал подборку из 20 лучших материалов российской пропаганды, разбавленных заметками Reuters».

Не меньшую истерику на Западе, а также в среде отечественной «либеральной общественности» вызвало обсуждение в России поправок в законодательство, ограничивающих участие иностранных компаний и граждан в уставном капитале российских СМИ. Однако, несмотря на вал обвинений России в «ограничении свободы слова» и «затыкании ртов несогласным», 15 октября президент В. Путин подписал принятый Госдумой и Советом Федерации закон, который с 2016 г. ограничивает долю иностранного капитала в российских средствах массовой информации 20 %.

Подчеркнем, что такие ограничения — общепринятая мировая практика. Во Франции и Японии допустимая доля иностранцев в капитале СМИ — 20 %, в Австралии — 30 %, в Канаде — 46 %, в Великобритании иностранцы не могут владеть в СМИ долей, превышающей долю национального совладельца. В США допустимая доля иностранцев в капитале теле- и радиостанций — не более 25 %.

10 ноября 2014 г. гендиректор Международного информагентства (МИА) «Россия сегодня» Дмитрий Киселев объявил о «полноразмерном» запуске мультимедийного проекта Sputnik, ориентированного на зарубежную аудиторию. Sputnik уже выпускает информационные ленты на английском, испанском и арабском языках, с декабря запустит вещание на китайском языке. Sputnik формируется в виде 30 «мультимедийных хабов», каждый из которых включает новостное агентство, радиостанцию, редакцию сайтов и пресс-центр. Общий объем радиовещания проекта в 130 городах 34 стран мира, по утверждению Д. Киселева, составит 800 часов в сутки.

На следующий день, 11 ноября 2014 г., последовал неявный «ответ» из Лондона. Британский медиарегулятор Ofcom вынес телеканалу Russia Today очередное предупреждение за «необъективное освещение событий на Украине» и пригрозил отзывом лицензии и закрытием вещания.

А 13 ноября The Washington Post откликнулась редакционной статьей «Господин Путин усиливает свою антизападную пропаганду». Статья сообщает, что «в последние месяцы <...> российские власти усилили контроль над целым рядом каналов выражения мнений и новостными изданиями. Интернет-серверы, обеспечивающие российский трафик, включая те, что используются компанией Google, теперь должны быть переведены на территорию России. <...> Тысячи пропагандистов, оплачиваемых Путиным, собираются развернуть свою работу в 25 крупнейших городах по всему миру для противодействия тому, что Кремль считает проамериканским предвзятым подходом, господствующим в западных средствах массовой информации. <...> Этот проект «Спутник», включающий в себя веб-сайты и радиопередачи на 30 языках, будет управляться Дмитрием Киселевым, ярым националистом и гомофобом... Всё более посягающие на права людей кремлевские законы, которые также запрещают иностранцам приобретать более 20 % акций российских медийных компаний, уже оказывают ожидаемый сковывающий эффект. На этой неделе телеканал CNN приостановил свое вещание в России (хотя его новое представительство продолжает работать)».

Окончание следует.

источник:
статья Юрия Бялого Обновленный концепт американского доминирования: подавление через вовлечение. Часть V. Окончание
опубликована в газете "Суть времени" в №105 от 26 ноября 2014 г.

Tags: russiatoday, Россия, СМИ, США, ТВ, информационная война, концептуальная война, телевидение

Recent Posts from This Journal

  • Фотоувеличение бытия

    Вчера на нашем киноклубе мы посмотрели фильм Микеланджио Антониони "Фотоувеличение". Погрузились в атмосферу Лондона 60-х годов прошлого века,…

  • «Массовые действа» в СССР

    При словах «массовое действо в СССР» многим, скорее всего, придут в голову демонстрации, которые устраивались по всей стране на 7 ноября и 1…

  • Герман Гессе - писатель и философ

    Творчество Гессе условно можно разделить на два периода – до и после Первой Мирово войны. Произведения первого периода, безусловно, полны…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments