invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Инки: где жили? Кого ели?))



Продолжаю про древних инков. Сегодня про их дома и еду. И ещё немного про уход за телом: оказывается, инки были чистюлями!. А ещё они, оказывается, были вынужденными вегетарианцами.


Народная культура

Фольклор инков был устным и передавался из поколения в поколение. Большая часть его содержания дошла до нас в испанских отчетах. Это отрывки молитв, гимнов, эпических поэм и драм, любовных стихов и песен. Достоинствами их, из-за которых они были записаны, являлись ясность и выразительность слога и чувства, которым сопутствовал строгий фонетический узор, придающий им ритм, производивший глубокое впечатление при устной декламации.
Эпические поэмы пелись или декламировались во время народных сборищ. Многие из этих повестей «расходились между собой во многих подробностях», но были в целом связаны с историческими событиями и царствованиями Инков, которым они, естественно, пели хвалу. В обязанности вождей и глав родов входило хранить память и историю своих предков.
Множество мифов о происхождении инков во всех подробностях излагали их религию, моральные принципы и обычаи. Некоторые из этих мифов, вероятно, придумывались амаутами (мудрецами) специально для того, чтобы сплести их с более древними местными легендами и верованиями и тем убедить покоренные провинции в их легитимности. Среди инкских мифов о происхождении мира, которые существуют в нескольких различных версиях, один изображает Виракочу как Творца, населившего мир из озера Титикака, и рождение Манко Капака из вод озера.
Амауты сочиняли комедии и драмы для представления при дворе в дни праздничных торжеств. К представлениям относились очень серьезно, и в Куско артисты всех жанров принадлежали к высшему обществу. Тем актерам, которые хорошо играли, дарили ценные подарки и драгоценности. Представления сопровождались музыкой, исполняемой на флейтах и барабанах, являющихся основными инструментами в Андах, а иногда и танцами.




Типы народного жилища

Жилища простых людей были довольно примитивными. Коммуна строила небольшой дом, который отдавали молодой паре после свадьбы. Стены делались глинобитными, а на побережье из кирпича и только в исключительных случаях из камня, когда дом строили для индейца, занимающего более высокое положение. Крышу всегда покрывали соломой. Из-за отсутствия стекла окон не делали. Вход был низким и завешивался одеялом.

Распространение прямоугольных построек по всей территории империи свидетельствует, что именно этой форме каноны инкской архитектуры отдавали предпочтение как для отдельных строений, так и при общей планировке. В городах дома строились, обрамляя общий внутренний двор, так что от двух до восьми зданий образовывали общий жилой комплекс, куда часто вел единственный вход. В маленьких деревнях застройка была часто более свободной, и разросшиеся семейства занимали целые комплексы, причем каждая отдельная семейная ячейка проживала в одном строении. Доступ к комплексам обеспечивался по дорогам, террасам и лестницам, мощенным камнем. Особенно часто лестницы использовались в горных деревнях, где группы зданий отстояли на большее расстояние. Внутренние дворы использовались для еды, развлечений и другой деятельности, производимой под открытым небом. Иногда в ряде комплексов строились удвоенные жилища, и внутренние дворы делились надвое.



Большинство инкских зданий были одноэтажными, и лишь некоторые имели полноценный второй этаж. Отдельные дома, особенно сдвоенные жилые комплексы, надстраивались чердаками, которые использовались в качестве кладовых, причем попасть туда можно было только снаружи, через окно во фронтоне. Крыши с учетом повышенной влажности делали покатыми, чтобы защититься от дождя. Используемые материалы большей частью – однако не всегда – были местного происхождения. Древесину для стропил брали в лесах, произраставших внизу на склонах долин. Траву ичу, используемую для настила кровли, собирали на тех же склонах, но вверху. Инки изобрели множество небольших полезных приспособлений для укрепления крыш, а также закрывающиеся дверные проемы. Камни с «глазками» (камни, в которых просверлены отверстия), помещенные в верхушку остроконечной кровли, надежно связывали брусья, закрепляя их. Их могли также приспособить для оформления дверного проема или ниши. Каменные штыри, выступающие снаружи на стене, также использовались для того, чтобы закрепить с их помощью крышу. С наружной стороны дверного проема, ведущего в жилой комплекс, делалась ниша, куда помещался цилиндрический камень. «Запретная» палка, прикрепленная к такому камню, извещала о том, что хозяев нет дома.


Уход за телом

Инки предъявляли высокие требования к личной гигиене. Чистоплотность считалась непременной добродетелью и была в обычае у правящего класса, но, несмотря на то что она поощрялась и среди простолюдинов, те не особенно заботились о чистоплотности. Чистоплотность была к тому же важной частью культа: многие ритуалы включали омовение тела, очищение или даже публичные купания, сопровождаемые переменой одежды.


Дворцовая купальня в Уануко


Туалет инкской женщины: приближенные дамы моют голову койе


Уход за телом


Традиционная система питания

Основу питания составляли маис, картофель и киноа, запасы которых хранились в каждом доме в период между сборами урожая. В некоторые вареные или печеные блюда могли добавлять немного мяса и зелени. Жареных блюд не готовили, поскольку керамическая кухонная утварь для этого не подходила. Для приготовления пищи служили глиняные печи, обыкновенно размещавшиеся внутри домов.

Поджаренный и подсушенный маис называли мурчу, а разваренный до мягкой консистенции – капиа. Для особых случаев готовили маисовую кашу или клецки. Маленькие маисовые лепешки и сладкие тамалес (пирожки) – хуминта предназначались главным образом для подарков. Попкорн — кукурузные зерна, поджариваемые до тех пор, пока они не растрескивались, – считался лакомством.


Приготовление пищи

Наиболее употребительными блюдами были супы и тушеные похлебки. Они готовились из множества ингредиентов – таких как маис, разных видов картофеля и трех-четырех видов фасоли. Киноа, чрезвычайно питательный злак, богатый протеином, употребляли в супах и похлебках. Иногда в похлебки добавляли разновидности тыквы и бананы, привозимые из теплых краев. Во всякой стряпне использовали аджи (перец чили) и другие приправы. Из бананов и гуайявы делали цукаты, добавляя медовый сахар и высушивая их на солнце.


Керамическая домашняя утварь: три меньших сосуда использовались для раздачи еды; центральный – для хранения; котел на подставке и жаровня – для приготовления

В Андах, богатых питательными клубнями и фруктами, как и во всей остальной доколумбовой Америке, недоставало крупного домашнего скота, который обеспечивал мясным питанием жителей Старого Света. Индейцы отличались от них вегетарианством не от хорошей жизни, они только изредка ели мясные блюда – на пирах и празднествах. Единственной регулярной мясной пищей, доступной индейцам, было мясо морской свинки. Вяленое мясо ламы заготавливали впрок. Блюдо, приготовленное из вяленого и свежего мяса, а также аджи, чуньо, картофеля и других овощей, называлось локро. Подобная похлебка готовилась из рыбы, которую можно было сушить., замечательно вкусное в запеченном виде. В числе съедобных диких животных были два вида оленей, лойко и тарока, дикий безгорбый верблюд, гуанако, грызун вискача, кролики, куропатки, водоплавающая дичь и мелкие пернатые.

продолжение следует

предыдущие материалы цикла:
Древние инки - кто такие?
Во что верили древние инки?

Tags: инки, история, культура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments