invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Инки: декоративно-прикладное искусство. Красотища!



Древние инки были большими мастерами.
Изделия из камня, кости, металла, перьев... Знаменитое "золото инков"... Чего только там нет.
А текстиль - это ж вообще красота!


Богатство декаративно-прикладного искусства

С самых своих истоков андская цивилизация отдает приоритет текстилю как средству художественного выражения и предмету ценности. Наиболее древние андские ткани из числа нам известных датируются примерно 9000 г. до н.э., и их декор оказал немалое влияние на те узоры, что появлялись на инкской керамике, золотых и серебряных изделиях и даже в архитектуре.
Ткались куски, уже пригодные для использования, – прямоугольные или немного расширяющиеся. Многие виды тканей сохранились до нашего времени, что свидетельствует о глубоких знаниях мастериц. Искусство текстиля инков развивался в симметричных геометрических узорах, символизме. Приоритетными цветами были белый, красный, черный и желтый.


Гобелен с крабами

Методы текстильного производства были довольно сложными, основными материалами для которого служили шерсть и хлопок. Женщины занимались прядением все свободное время, используя веретено.
Прясть можно было во время прогулки. Ткацкий станок, укрепленный на ремне через спину, вешали на колышек или столб, а необходимое натяжение для тканья поддерживали, отклоняясь назад.
Форма тканых отрезов была обычно прямоугольной, но можно было добиться некоторого разнообразия, стягивая нити утка или добавляя нити основы для расширения ткани.





У инков были распространены работы, связанные с обработкой камня, кожи, дерева, веток, кости и металла. Дерево использовалось для производства некоторых видов оружия, ткацких станков, веретен, носилок, перекрытий для крыши. Также из дерева изготавливались разнообразные декоративные статуэтки.


Окрашенная деревянная статуэтка с изображением головы кота. Этот  котик   находится в Музей Америки, Мадрид, Испания.

Из костей делали флейты, ложки, украшения, декоративные статуэтки.


Фигурка, инка (с 1400-1532 н.э.)., Этнологический музей, Берлин, Германия

Из камня изготовляли молотки, топоры, сосуды для жертвоприношений, статуэтки.


Скульптура плода, сосущего палец в утробе матери. Музей Америки, Мадрид, Испания


Каменная статуя Инке. Такие статуи часто сопровождали войско во время походов, также часто их несли в торжественных процессиях. Этнологический музей, Берлин, Германия

Среди металлов, известных в доколумбовскую эпоху, можно назвать золото, серебро, медь, свинец, платину и олово. Производство предметов из металла было довольно сложным. Индейцы умели разравнивать металл молотками, инкрустировать один металл в другой, смешивать серебро с различными металлами. Также им была известна чеканка.

Почти все ныне известные перуанские месторождения золота разрабатывались еще инками. Золотых и серебряных дел мастера жили в отдельных городских кварталах и были избавлены от налогов.
Лучшие произведения инкских ювелиров погибли в ходе конкисты. К счастью, не все золото инков было переплавлено испанцами в слитки. Многие произведения искусства до сих пор можно лицезреть во многочисленных музеях Перу, Южной Америки и всего мира.

Драгоценные металлы и камни имели для инков духовное значение, золото - как атрибут Солнца, серебро - Луны.
В золотых изделиях инки изображали своих богов, животных, и просто красивые орнаменты.









Керамика в цивилизации Инков применялась в двух назначениях – в бытовых и культовых целях. Культовая керамика, известная как Уако, была довольно сложной и разнообразной по художественным приемам. Тончайшая керамика производилась для религиозных церемоний и жертвоприношений богам Инков.  


Церемониальный сосуд инков

Керамика для повседневного использования, как правило, была грубее и проще. Наиболее распространенной посудой Инков был сосуд в форме бутылки с круглой ручкой сверху, из которой торчал носик. Были также популярны керамические амфоры, произведенные в больших количествах, поскольку их отливали поточно из пресс-форм, в то время как сосуды с носиками-ручками были полностью ручной работы.



Наиболее типичной формой инкской керамики, несомненно, является «арибалл» (макас на языке кечуа), сосуд для переноски маисового пива. Судя по изображениям, арибалл носили на спине, где он закреплялся посредством веревки, пропускавшейся через ручки сосуда.



Следует упомянуть и об изготовлении материалов из птичьих перьев. Перья использовались в качестве украшений для жезлов, головных уборов, вееров, для изготовления ожерелий. Также перья вплетались в ткань одежды, предназначенной для особых случаев.



продолжение следует

предыдущие материалы цикла:
Древние инки - кто такие?
Во что верили древние инки?


Tags: инки, история, культура

Recent Posts from This Journal

  • Фотоувеличение бытия

    Вчера на нашем киноклубе мы посмотрели фильм Микеланджио Антониони "Фотоувеличение". Погрузились в атмосферу Лондона 60-х годов прошлого века,…

  • «Массовые действа» в СССР

    При словах «массовое действо в СССР» многим, скорее всего, придут в голову демонстрации, которые устраивались по всей стране на 7 ноября и 1…

  • Герман Гессе - писатель и философ

    Творчество Гессе условно можно разделить на два периода – до и после Первой Мирово войны. Произведения первого периода, безусловно, полны…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments