invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Подлинный Маркс — горяч, а не холоден. (Будущее марксизма)



Подлинный Маркс — горяч, а не холоден. И в этом его сила.
Увы, в XXI веке слишком многие рассуждают о судьбах человечества не холодно и не горячо, а непонятно как. Другие, правда, рассуждают об этих судьбах с невиданно холодной жестокостью: мол, пора подводить черту, расставаться с иллюзиями, исходить из презренности и бесперспективности существа, именуемого «человек»…


Лично я убежден в том, что марксизм содержит в себе огромный не до конца раскрытый (а то и вообще не раскрытый) потенциал. Что марксизм не холоден, а горяч (вспомним «Апокалипсис», в котором Сидящий на троне, обращаясь к ангелу Лаодикийской церкви, говорит: «Знаю дела твои; ты не холоден и не горяч; о если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст моих»).

Увы, в XXI веке слишком многие рассуждают о судьбах человечества не холодно и не горячо, а непонятно как. Другие, правда, рассуждают об этих судьбах с невиданно холодной жестокостью: мол, пора подводить черту, расставаться с иллюзиями, исходить из презренности и бесперспективности существа, именуемого «человек»…

Но подлинный Маркс — горяч, а не холоден. И в этом его сила. Понимаемая и ненавидимая такими холодными интеллектуальными существами, как Поппер. Ведь в чем упрекал Поппер Маркса? В том, что Маркс ввел в науку ценности. А их в науке быть не должно. В науке Поппера их и впрямь быть не должно. И такая, окончательно освобожденная от ценностей, наука уже маячит на горизонте. Она-то и есть сверххолодное и сверхжестокое пресмыкающееся, призванное пожрать человечество.

И потому так важен Маркс, отказывающийся от выведения ценностей за рамки научности.

Занимаясь устремленным в будущее и заряженным ценностями марксизмом, необходимо вновь совершить подвиг древнегреческого героя Одиссея, сумевшего провести свою ладью между двумя стремившимися пожрать ее морскими чудовищами — Харибдой, олицетворяющей всепоглощающую морскую почину, и Сциллой.

Споры о том, что такое Сцилла, идут тысячелетиями. В отличие от Харибды, которая представляет собой, в конечном счете, просто водоворот, хаос, всепоглощающую безликую пучину, Сцилла — это личность. Это лающее шестиглавое чудовище, полусобака-полуженщина, людоедка, пожравшая шесть спутников Одиссея. Считается, что когда-то Сцилла была красивой девушкой. Но злая волшебница отравила воду, в которой она купалась, магическими снадобьями. Отравленная вода превратила красивую девушку в свирепого зверя.

Проходя между Сциллой и Харибдой, Одиссей принимал страшное решение. Он понимал, что Сцилла и Харибда по очереди отвлекаются. И что двигаться в проход нужно тогда, когда отвлеклась Харибда. Потому что Харибда поглотит всех. А Сцилла поглотит лишь некоторых.


Иоганн Генрих Фюссли. Одиссей между Сциллой и Харибдой (фрагмент). 1794

Как же выглядят Сцилла и Харибда в случае, когда ты, как Одиссей, пытаешься провести ладью марксизма в будущее?

Харибдой тут надо считать огульное, тупое, темное отрицание марксизма. Наша интеллигенция очень преуспела в такой «харибдизации» марксизма. Цепляясь за те или иные изъяны советского общества, она повторяла, как коллективный попугай, всё то, что сооружали западные антикоммунистические пропагандисты. Мол, все предсказания Маркса оказались ошибочными. Модели Маркса чудовищно упрощены… Капитализма, описанного Марксом, не существует и так далее.

После кризиса 2008 года выдающиеся мыслители, христианские в том числе, признали, что Маркс жив. И крупнейшие экономисты признали, что его модели выдержали испытание временем.

Итак, с Харибдой все более-менее ясно. Что же касается многоглавой Сциллы, то одна ее пасть — это безумно упрощенный догматизированный марксизм, отрицающий все то, что способно соединить марксизм с XXI столетием. Эта пасть рычит: «Руки прочь от Маркса! Никаких нововведений, проклятые ревизионисты!» — и так далее. Если мозг, соединенный с этой пастью, спросить о том, что означают тонкие размышления Маркса о свободе, мозг выключится, а пасть зарычит: «Путинские клевреты!»

Другая пасть рычит, что Маркс русофоб. Это, конечно, не так. Но даже если бы это было так, какое это имеет значение? А если бы Ньютон был русофобом? Мы бы перестали использовать механику и сопромат?

Третья пасть рычит, что Маркс — агент британской разведки. Опять же, сие имеет очень слабое отношение к реальности. Но примем это за истину. И что? Шекспир, видимо, даже не агент, а оперативник, не правда ли? Тогда перестаем читать «Гамлета»?

Четвертая пасть... Пятая... Проклятия, восхваления... Конспирологическая околесица... Порой и впрямь начинает казаться, что Сцилла и Харибда находятся в сговоре. И что сделано всё для того, чтобы отвратить мыслящих людей от постижения глубины и сложности подлинного, а не сциллоподобного марксизма.

Впрочем, рычащие и шипящие пасти Сциллы — это еще не всё. У Сциллы есть и прелестная, прямо ангельская, головка с кокетливым ротиком, накрашенными губками… Правда, зубки вполне крокодильи... Но прельстившиеся этой головкой будут зубки именовать клеветой до момента, когда их эти зубки начнут перекусывать... Так вот, прелестная головка готова обсуждать марксизм во всей его утонченности, минуя то грубое и страстное, что составляет душу марксизма. Душу же головка с особой яростью пожирает.

Мы уже обсудили с читателем вопрос о душе марксизма. И установили, что душа эта связана с определенным, очень глубоким и тонким, представлением о коллективизме. Вовлеченное в горнило политических боев своего времени, это тонкое и глубокое представление о коллективизме неизбежно должно было подвергнуться политическим упрощениям — и превратиться в то, что именуется пролетарским интернационализмом и пролетарской солидарностью.

Я вовсе не призываю читателя негодовать по поводу этого упрощенчества. Живая политика всегда приводит к упрощению. Но глубоко неправы те, кто отделяет «высоколобые» концепты от реальной политической жизни, мол, начнешь в эту жизнь втягиваться — и прости-прощай, тонкость, сложность et cеtera. Нет, именно та и только та сложность и тонкость, которая не испаряется в грубом и жестоком горниле политической жизни, заслуживает подлинного внимания.

И потому давайте не осуждать и не восхвалять все то, что именуется пролетарским интернационализмом и пролетарской солидарностью. Давайте это самое — конечно, жизненно огрубленное, но в силу этого от жизни не отчужденное, — исследовать. Причем именно так, как предлагал Маркс — исторически. И прежде всего давайте исследовать, каким именно проблематизациям (или же концептуальным бомбардировкам, коль скоро речь идет о концептуальной войне) подвергались марксовы огрубленные, но обладающие политическим бытием построения.

Продолжение в следующей статье (завтра в тот же час))

источник:
статья Юрия Бялого
Будущее марксизма
опубликована в газете "Суть времени" в №51 от 23 октября 2013 г.

Заглавная картинка: Диего Ривера. Человек, управляющий Вселенной, 1934.


Tags: Маркс, будущее, история, коммунизм, концептуальная война, общество, человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments