invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Неповторимый Чарли Чаплин



Имя Чарли Чаплина известно даже людям очень далеким от кино. Его смешной, трогательный, неуклюжий, но такой добрый герой в больших, не по размеру штанах, в потрепанном котелке, с усиками щеточкой, в огромных башмаках, с тросточкой и знаменитой походкой знаком всем и любим всеми, по крайней мере, в нашей стране.
Именно о Чарльзе Спенсере Чаплине и хочется поговорить в этот раз.



Все-таки жаль немого кино. До чего приятно было видеть, как женщина открывает рот, а голоса не слышно! (Чарли Чаплин)

Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 года в Лондоне. Его родители были бедными артистами мюзик-холла. В девять лет Чарли оказался в детском ансамбле кокданса «Восемь ланкаширских парней». Два года он разъезжал с ансамблем по английской провинции и набирался опыта. Выступления с песенками, танцами, пародиями чередовались с прозаическими занятиями продавца газет, рассыльного, слуги в частном доме, печатника в типографии, подмастерья, даже учителя танцев, пильщика дров и стеклодува. Чарли не боялся работы, и брался за любую, выполняя её честно и с душой. Опыт, приобретённый им в детстве, пригодится Чарли еще не раз. Бедное детство не отпускало его никогда, и в той или иной степени проходит лейтмотивом через все его фильмы.
Чарли было восемнадцать лет, когда он оказался в труппе Карно. Во время американских гастролей труппы в конце 1912 года его приметил представитель кинофирмы «Кистоун». Через год, обговорив все условия, Чаплин подписал с «Кистоуном» контракт и переехал в Лос-Анджелес.
Первые пробы в кино сразу привлекли внимание публики. В 1915 году он выпустил двенадцать фильмов для чикагской фирмы «Эссеней». Наибольшим успехом пользовались «Чемпион», «Бродяга», «Женщина», «Вечер в мюзик-холле». В этих простеньких комедиях появлялся бродяжка Чарли. Он был и банкиром, и маляром, и попрошайкой, и полицейским, и механиком, и батраком, даже Тарзаном, даже... красавицей Кармен!
«В основе всех моих фильмов лежит такой ход: я попадаю в какую-нибудь неприятность, передрягу, но несмотря ни на что, с безнадежной серьезностью делаю вид, будто со мной ровным счетом ничего не произошло», — писал Чарли Чаплин. В начале 1916 года он перешел в фирму «Мьючуэл» с контрактом на 670 тысяч долларов в год.
Первый же фильм «Контролер универмага», снятый Чаплином для «Мьючуэл», имел большой успех. Каждый месяц он выпускал по одной комедии в двух частях: «Пожарный», «Скиталец», «В час ночи», «Граф», «Лавка ростовщика», «За экраном» ...
Фильмы «Бродяга» и «Банк» были первыми комедиями Чаплина, в которых прозвучали драматические и трагические нотки, столь важные в его зрелом творчестве.



Жизнь великого комика не была столь беззаботной, его молодая жена 7 июля 1919 года родила сына Нормана, но прожил он всего три дня. А Чаплин, связанный обязательствами по контракту вынужден был погрузиться в работу. Уже через десять дней после трагедии он делал пробы, отыскивая героя — маленького ребенка — для нового фильма «Малыш» (1920). На этот фильм Чарли потратил более года, вложив 300 тысяч долларов. Некоторые эпизоды переснимались более ста раз! Чаплин говорил: «Я хочу сделать серьезную картину, в которой за комическими и бурлескными эпизодами будет скрываться ирония, жалость, сатира».
Стремясь к независимости, Чаплин вместе с Дэвидом Гриффитом, Мэри Пикфорд и Дугласом Фэрбенксом организует кинокомпанию «Юнайтед Артисте». А в 1922 году режиссер создаст свою компанию «Чарлз Чаплин филм корпорейшн».
В 1925 году Чарли Чаплин снимает один из лучших своих фильмов — «Золотую лихорадку». Снимает с редкой изобретательностью, заставляющей романтические и даже трагические ситуации неожиданно переходить в комические. Действие «Золотой лихорадки» относится к 1898 году. По ледяным пустыням Аляски движется цепочка золотоискателей. Один из них — Чарли, маленький, добрый, влюбчивый человек, пытающийся жить среди грубых, жестоких, одержимых жаждой наживы людей. Он влюбляется в девушку из салуна. Чтобы развлечь ее, показывает танец булочек — шедевр мимического искусства: две булочки с воткнутыми в них вилками изображают ноги танцора; глаза, брови, губы Чаплина придают танцу лирическую грусть, необычайную выразительность.
В этой комедии Чаплин продолжил начатую в драме «Парижанка» (1923) углубленную разработку характеров. Картину отличают органическая целостность, лаконичный и выразительный кинематографический язык. Одна деталь — и перед зрителями целое событие, яркая черта психологического портрета.


Танец булочек

Талант Чарли Чаплина многогранен – он был не только режиссером, актером, сценаристом, постановщиком трюков, но и композитором и исполнителем музыки. Для своей первой звуковой картины «Огни большого города» (1931), музыку он писал сам. В этом фильме Чаплин развивал две сюжетные линии: любви маленького бродяжки Чарли к слепой продавщице цветов и его дружбы с алкоголиком-миллионером. Фильм буквально пронизан, напоен очаровательными мелодиями.
Чарльз так и не стал американским гражданином, что злило многих голливудских консерваторов. В Америке попытались бойкотировать, «Огни большого города». Чаплин повез фильм в Европу, где его ждал восторженный прием. Гениальный кинематографист встречался с Черчиллем, Уэллсом, Шоу, принцем Уэльским... Особенно запомнился Чаплину визит к Эйнштейну. Великий ученый завершил оживленную беседу о мировой экономике словами: «Вы не комик, Чарли, вы — экономист».


"Огни большого города"

Следующий фильм Чаплина «Новые времена» начинается с символического сопоставления стада баранов с толпой рабочих, извергаемых фабрикой. Бродяжка Чарли попадает на конвейер американского завода. Едва вырвавшись из тисков машины, он находит в себе силы покровительствовать юной и столь же беззащитной девушке. В этой картине Чарли продолжает высмеивать двуличие и лживость капиталистического общества, в котором нищета и роскошь соседствуют. Такой подход к Американским ценностям нравится далеко не всем. Но на пороге вторая мировая война, от которой Чаплин не остается в стороне. Чаплин решил снимать сатирический фильм «Великий диктатор» (1940), высмеивающий Гитлера. В разгаре работы режиссера начали предупреждать, что его ждут неприятности. В «Великом диктаторе» Чаплин сыграл две роли — скромного еврея-парикмахера Чарли и фашистского диктатора Хинкеля, в котором без труда узнавался Гитлер. Еще во время работы над фильмом Чарльз обронил слова, которые облетели весь мир: «Диктаторы смешны. Я хочу, чтобы люди над ними смеялись».
В годы войны Чаплин как мог боролся против фашизма: писал статьи, произносил речи перед солдатами. Однажды его попросили выступить на митинге Комитета помощи России в войне. Речь в Сан-Франциско Чаплин начал с приветствия «Товарищи!» и горячо призвал помочь русским.
Голливуд никогда не любил гениального кинематографиста. Все чаше раздавались голоса за депортацию Чаплина из-за его левой ориентации и увлечения нимфетками, (с женщинами Чарли не везло всегда).
В 1952 году Чаплин вынужден был покинуть США и обосновался в Швейцарии. В том же 1952 году вышла этапная для Чарли работа «Огни рампы» - философская повесть о жизни и смерти.
В 1957 году вышел фильм «Король в Нью-Йорке». В образе короля Шедоу, изгнанного из своего королевства и прозябающего в Нью-Йорке, возродились некоторые черты бродяжки Чарли. Фильм имел огромный общественный резонанс. В США «Король...» был запрещен к показу.

Оксфордский университет присудил Чаплину почетную степень доктора литературы.
После фильма «Король в Нью-Йорке» Чаплин на протяжении шести лет писал мемуары. Его книга «Моя биография» вышла в 1964 году! и была переведена на многие языки. Она стала бестселлером, одно издание следовало за другим.
За выдающиеся заслуги в мировом кинематографе ему был вручен орден Почетного легиона. На международном кинофестивале в Венеции Чарльз был удостоен «Золотого льва» (1972). Отметила Чаплина и американская киноакадемия, присудив ему премию «Оскар» (1972) за выдающийся вклад в киноискусство. Великий Чарли приготовился к нападкам, но появление его на церемонии вызвало бурные овации. Пораженный таким приемом, он с трудом подбирал слова и продемонстрировал знаменитый трюк с котелком.


Чарли Чаплин на вручении "Оскар" 1972 год

Чарли Чаплин – легенда немого кино, он держался до последнего и не хотел переходить к звуку, точнее звук в его фильмах был, но этим звуком была только музыка, и лишь в нескольких последних фильмах он сам, так же, как и его актеры заговорили. Но это уже было совсем другое кино…


Оригинал взят у raasta в Легенды мирового кинематографа Чарли Чаплин


Tags: Чаплин, искусство, кино, культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments