invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Исчерпанность от Дмитрия Быкова

Не так давно мне довелось побывать в нашей Ростовской Филармонии на концерте Дмитрия Быкова. Вернее, это был не концерт, а «творческий вечер» под интригующим названием «О чем нельзя».
быков
Первое отделение было лирическим: после парочки комплиментов нашей ростовской погоде Дмитрий минут сорок читал свои стихи разных лет. Стихи как стихи… Кое-какие из них я уже читала раньше, но большую часть слушала впервые. И то, что я слушала, не вызвало у меня отторжения, но и не вызвало чувства настоящей поэзии, холодка по коже от волшебного сочетания Слова и Образа. Пожалуй, всё что я испытывала – это чувство легкого любопытства, которое тут же и было удовлетворено.
Нередко бывает, что поэт совсем не умеет читать свои стихи, и от этого теряется всё: смысл, рифмы, образы… Но про Быкова этого не скажешь: читал он довольно неплохо - отнюдь не блестяще, но неплохо. А вообще, словосочетание «довольно неплохо» очень подходит для характеристики первого отделения. Неплохо, но не более того. Я ожидала, что второе отделение будет интереснее. Забегая вперед, хочу сказать, что ожидания не оправдались. Впрочем, напишу по порядку.

Второе отделение началось с ответов на вопросы из зала. Обычные вопросы (Какие поэты оказали влияние? Как приучить ребенка читать? Когда выйдет новая книга? и т.п.) и столь же обычные ответы. Единственный вопрос мне показался интересным: у Быкова спросили, как он относится к постмодерну. Он ответил, что относится с большим уважением, но что в России постмодерна не было, потому что здесь и модернизм не успел развиться, и что времена постмодернизма прошли, и сейчас вопрос в том, настанут ли после него времена новой архаики. Что ж, мысли небезынтересные, хоть и совсем, совсем не новые.
Далее Дмитрий ненавязчиво-навязчиво прорекламировал свою готовящуюся к выходу книгу, после чего снова приступил к чтении стихов. На этот раз были произведения из цикла «Письма счастья» - вирши, как говорится, на злобу дня. Мы послушали про Газпром и «тандем», про Ходорковсго и Жириновского, про Сколково, Ладу-Калину, Олимпиаду, про «шлёп твою мать», «нах-нах» и т.д. и т.п. Местами было смешно, а местами скучно. В целом куда более скучно, чем смешно.

В заключительной части концерта Быков читал свою новую лирику. Я заметила, что по сравнению с прозвучавшей в первом акте лирикой прежних лет, технический уровень стихов вырос: рифмы стали богаче, ритм (преимущественно дольник) интереснее. Но… что-то было не так. Зал засыпал, и только необходимость производить вялые хлопки между стихами не давала ему заснуть окончательно. Я задумалась: в чем же дело? Может, люди не способны воспринимать поэзию? Но нет. У людей в зале были хорошие, умные лица. Они пришли слушать стихи и были готовы их воспринять. Дело было в другом. У Быкова отсутствовал контакт с залом - тот сакральный контакт со Слушателем, который всегда так необходим Автору. Но Быкову, по всей видимости, не был нужен ни контакт, ни зал. Он просто читал стихи, отрабатывая гонорар, и зрители не могли не чувствовать этого безразличия к ним. ИСЧЕРПАННОСТЬ – вот верное слово для обозначения того, что происходило на сцене. Исчерпанность пронизывала всю эту технически неплохую «новую лирику» и самого автора. Возникало ощущение тоски - но не той тоски, от которой щемит на душе, а тоски, которая сродни отупляющей липкой скуке. Чувствовалась усталость автора - от поэзии, искусства, политики, от жизни как таковой – усталость и безразличие…

Уже после концерта, стоя в очереди в гардероб (кстати, в очереди почти никто не делился впечатлениями от концерта – видимо, особых впечатлений просто не было) мне пришла в голову одна крамольная мысль: я задумалась о цене билета. Я, конечно, понимаю, что искусство нельзя мерить деньгами.. Но всё-таки я подумала о том, что за эти деньги можно пять раз сходить в ту же самую Филармонию на концерты наших ростовских творческих коллективов и получить удовольствие от настоящего Искусства. А ещё я вспомнила, как два дня назад ходила на бесплатный концерт музыкантов Ростовской Консерватории – и там в помине не было исчерпанности. Там была тревожная, но одновременно светлая музыка, светлые лица артистов и зрителей, поток чувств… И еще раз говорю: я ни в коем разе не собираюсь всё мерить ценой на билет. Настоящее искусство всегда бесценно. Но исчерпанность не стоит ничего, но всё же мы расплачиваемся за нее своими душами.

P.S: Так и не поняла, почему творческий вечер Быкова назывался “О чем нельзя». Видимо, для заманухи…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments