invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Исчерпанность от Дмитрия Быкова

Не так давно мне довелось побывать в нашей Ростовской Филармонии на концерте Дмитрия Быкова. Вернее, это был не концерт, а «творческий вечер» под интригующим названием «О чем нельзя».
быков
Первое отделение было лирическим: после парочки комплиментов нашей ростовской погоде Дмитрий минут сорок читал свои стихи разных лет. Стихи как стихи… Кое-какие из них я уже читала раньше, но большую часть слушала впервые. И то, что я слушала, не вызвало у меня отторжения, но и не вызвало чувства настоящей поэзии, холодка по коже от волшебного сочетания Слова и Образа. Пожалуй, всё что я испытывала – это чувство легкого любопытства, которое тут же и было удовлетворено.
Нередко бывает, что поэт совсем не умеет читать свои стихи, и от этого теряется всё: смысл, рифмы, образы… Но про Быкова этого не скажешь: читал он довольно неплохо - отнюдь не блестяще, но неплохо. А вообще, словосочетание «довольно неплохо» очень подходит для характеристики первого отделения. Неплохо, но не более того. Я ожидала, что второе отделение будет интереснее. Забегая вперед, хочу сказать, что ожидания не оправдались. Впрочем, напишу по порядку.

Второе отделение началось с ответов на вопросы из зала. Обычные вопросы (Какие поэты оказали влияние? Как приучить ребенка читать? Когда выйдет новая книга? и т.п.) и столь же обычные ответы. Единственный вопрос мне показался интересным: у Быкова спросили, как он относится к постмодерну. Он ответил, что относится с большим уважением, но что в России постмодерна не было, потому что здесь и модернизм не успел развиться, и что времена постмодернизма прошли, и сейчас вопрос в том, настанут ли после него времена новой архаики. Что ж, мысли небезынтересные, хоть и совсем, совсем не новые.
Далее Дмитрий ненавязчиво-навязчиво прорекламировал свою готовящуюся к выходу книгу, после чего снова приступил к чтении стихов. На этот раз были произведения из цикла «Письма счастья» - вирши, как говорится, на злобу дня. Мы послушали про Газпром и «тандем», про Ходорковсго и Жириновского, про Сколково, Ладу-Калину, Олимпиаду, про «шлёп твою мать», «нах-нах» и т.д. и т.п. Местами было смешно, а местами скучно. В целом куда более скучно, чем смешно.

В заключительной части концерта Быков читал свою новую лирику. Я заметила, что по сравнению с прозвучавшей в первом акте лирикой прежних лет, технический уровень стихов вырос: рифмы стали богаче, ритм (преимущественно дольник) интереснее. Но… что-то было не так. Зал засыпал, и только необходимость производить вялые хлопки между стихами не давала ему заснуть окончательно. Я задумалась: в чем же дело? Может, люди не способны воспринимать поэзию? Но нет. У людей в зале были хорошие, умные лица. Они пришли слушать стихи и были готовы их воспринять. Дело было в другом. У Быкова отсутствовал контакт с залом - тот сакральный контакт со Слушателем, который всегда так необходим Автору. Но Быкову, по всей видимости, не был нужен ни контакт, ни зал. Он просто читал стихи, отрабатывая гонорар, и зрители не могли не чувствовать этого безразличия к ним. ИСЧЕРПАННОСТЬ – вот верное слово для обозначения того, что происходило на сцене. Исчерпанность пронизывала всю эту технически неплохую «новую лирику» и самого автора. Возникало ощущение тоски - но не той тоски, от которой щемит на душе, а тоски, которая сродни отупляющей липкой скуке. Чувствовалась усталость автора - от поэзии, искусства, политики, от жизни как таковой – усталость и безразличие…

Уже после концерта, стоя в очереди в гардероб (кстати, в очереди почти никто не делился впечатлениями от концерта – видимо, особых впечатлений просто не было) мне пришла в голову одна крамольная мысль: я задумалась о цене билета. Я, конечно, понимаю, что искусство нельзя мерить деньгами.. Но всё-таки я подумала о том, что за эти деньги можно пять раз сходить в ту же самую Филармонию на концерты наших ростовских творческих коллективов и получить удовольствие от настоящего Искусства. А ещё я вспомнила, как два дня назад ходила на бесплатный концерт музыкантов Ростовской Консерватории – и там в помине не было исчерпанности. Там была тревожная, но одновременно светлая музыка, светлые лица артистов и зрителей, поток чувств… И еще раз говорю: я ни в коем разе не собираюсь всё мерить ценой на билет. Настоящее искусство всегда бесценно. Но исчерпанность не стоит ничего, но всё же мы расплачиваемся за нее своими душами.

P.S: Так и не поняла, почему творческий вечер Быкова назывался “О чем нельзя». Видимо, для заманухи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments