invirostov (invirostov) wrote,
invirostov
invirostov

Юбилей великой кинокартины


Оригинал взят у raasta в Юбилей великой кинокартины

21 декабря 1925 года на экраны вышел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Первый показ фильма состоялся в Большом театре на торжественном заседании, посвященном юбилею революции 1905 года. Сюжет основан на реальных событиях, произошедших в Одессе.


Этот фильм по праву считается одним из лучших фильмов всех времен и народов, в рейтингах солидных изданий он всегда попадает в первую десятку, а зачастую возглавляет его. О чем этот фильм? О восстании матросов на военном корабле. Сюжет пересказывать я вам не буду, захотите – сами посмотрите, тем более, что с этим проблем в наше время нет, а посмотреть этот фильм стоит.


За что этому фильму столько внимания? За то, что Эйзенштейн в своей картине не просто рассказал историю, а продемонстрировал новый уровень режиссерского мастерства. По законам драматургии в любом сюжете должен быть Протагонист (главный герой), и до Эйзенштейна в этой роли выступал человек. Но великий мастер доказал на деле, что в качестве героя может быть не один конкретный человек, а толпа. В фильме огромное количество по-настоящему страшных сцен: расстрел на Потемкинской лестнице пугает даже современного, искушённого зрителя, а что говорить о зрителе девяностолетней давности. Фильм имел и имеет огромный успех.


Во многих странах его запрещали к показу, а в Германии режиссером Пилем Ютиц фильм был перемонтирован, и западный зритель увидел его с иным смыслом – расстрел матросов был перенесен из начала в конец фильма. Получилось, что восстание на корабле закончилось расстрелом и бунт был хоть и жестоко, но подавлен.

Фильм «Броненосец «Потемкин» растащили на цитаты, упомянутая выше сцена с расстрелом на Потемкинской лестнице вдохновила десятки режиссеров - как наших, так и зарубежных. Многие туристы, приезжая в Одессу, стремятся побывать на этой лестнице: какого же их разочарование, когда они видят, что лестница не имеет огромных размеров (в фильме она кажется бесконечной). История с развевающимся на ветру красным знаменем известна всем – в чёрно-белом кино красный цвет смотрится как черный, поэтому на съемках использовали флаг белого цвета, а для демонстрации в Большом театре и на нескольких первых копиях Эйзенштейн собственноручно на пленке красил флаг в красный цвет в каждом кадре.


Есть несколько вариантов музыкального сопровождения этой картины. Мне больше всего нравится он в сопровождении Шостаковича, но есть варианты с музыкой Майзеля и Бетховена.


Конечно, сегодня фильм «Броненосец «Потемкин» многим покажется скучным, за девяносто лет изменился не только кинематограф, но и зритель. Многие принципиально не смотрят немое, «старое» кино.
Но этот фильм не старый, он вечный!

Tags: СССР, искусство, кино, революция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments